Меню

Поединок лидеров в бизнесе - 26.05.2008

В родном городе вы считаетесь успешным бизнесменом, ваша компания генерирует стабильный free cash flow, который вас более чем устраивает. Вы дорожите своей размеренной, стабильной жизнью.

В родном городе вы считаетесь успешным бизнесменом, ваша компания генерирует стабильный free cash flow, который вас более чем устраивает. Вы дорожите своей размеренной, стабильной жизнью. Но ваш директор по маркетингу сеет зерна сомнения, говоря, что благополучие бизнеса — мираж и оно исчезнет с приходом федералов. Он убеждает вас самому двигаться в регионы, стремясь стать федеральной компанией. Эта стратегия означает для вас конец спокойной жизни: нужно структурировать и масштабировать бизнес, находить ресурсы для развития (скорее всего, заемные). Вы понимаете, что не находите в себе энергии для всего этого. Что вы будете делать?

Константин Фокин: Все зависит от конъюнктуры, сложившейся в отрасли. При наличии стабильных ключевых факторов успеха, а это может быть: наличие ресурсов, замкнутый цикл удовлетворения потребностей клиента, уникальное (неповторимое) предложение — нет смысла опасаться федералов. При этом необходимо учитывать, что потребители изменяются, поэтому компании необходимо быть готовой к этому, а ее сотрудникам нужно постоянно заниматься самообучением. На мой взгляд, необходимо прислушаться к советам маркетолога и открыть отдельные проекты по расширению сферы влияния и диверсификации продукта. Я найду в себе силы для этого.

Надежда Зибницкая: Приход федералов — для нашего рынка ситуация неминуемая, «они» уже в городе. Воспринимаю этот процесс как положительную тенденцию. С одной стороны, это прогресс, новый уровень культуры в бизнесе, с другой — энергетический толчок к развитию, движение вперед. Не могу сказать, что для меня это шок, страха не испытываю. Скорее, даже наоборот. Если взять для примера специфику строительного бизнеса, то практически мы уже расширяем географию объектов, выходим за пределы города, планируем участвовать в федеральных и областных программах. Работаем над проектами малоэтажных жилых застроек, доступных по цене, быстроокупаемых, несложных технологически. Являясь важными в социальном аспекте, они, между тем, достаточно выгодны и коммерчески. Мне импонирует формула американского бизнесмена Уильяма Левитта: «Делай прибыль на времени, а не на марже». И я даже гипотетически не могу представить себе, что для всего этого не хватит энергии и сил. Интересные проекты ждут своего воплощения и органично вливаются в русло моего бизнеса.

Вам предлагают купить франшизу известного бренда, который вы привыкли воспринимать как конкурента вашей собственной компании, выращенной вами лично. Скорее всего, заработаете вы больше, чем на собственной торговой марке, к тому же есть возможность стать мастер-франчайзи, продавая заемный бренд дальше. Но тогда о лаврах «человека-бренда» придется забыть. Что вы предпочтете?

Константин Фокин: Я предпочту двигать собственный бренд. Так как инвестиции в свое «имя» — это не только развитие конкурентоспособности, гарантия доверия потребителей, но и «воспитание» в себе и в команде устойчивых навыков конкурентной борьбы. Если тем, кто предлагает франшизу, очень важна доля на рынке, то, во-первых, они наверняка смогут материально удовлетворить уступку с моей стороны, а во-вторых, есть возможность компромисса, например в виде синергии брендов. Сильный бренд — гарантия лояльности покупателей.

Надежда Зибницкая: Предпочту сохранить «лавры». Перепродажа чужого интеллектуального продукта, «подержанного товара» — это не моя стезя. Пожалуй, строительный бизнес вообще не приемлет таких методов, потому что для нас принцип личной ответственности чрезвычайно важен. Мы не перепродаем, а создаем, вкладывая в это дело всю свою жизнь Построенные объекты — это сложный, уникальный продукт, который служит веками. Ответственность, узнаваемость, личный бренд — это основа нашего бизнеса. Люди видят, как человек относится к своему делу — и на этом строятся все деловые отношения, выдается кредит доверия. Да и ощущение того, что занимаешься любимым и своим делом, дорогого стоит. А всех денег не заработаешь

Вы один из двух равноправных соучредителей компании. Ваш партнер затевает с вами серьезный разговор и предлагает создать «запасной парашют» на случай, если государство после выборов пойдет по мобилизационному пути развития и начнет «затаскивать» сильные част- ные компании в создающуюся госкорпорацию. Вы и сами думали о том, чтобы вывести часть активов за рубеж. Но ваш партнер настаивает, что нужно распродавать все подчистую, а это означает конец вашим планам по созданию филиалов в ближайших городах.
Как вы будете отстаивать вашу точку зрения?

Константин Фокин: Моя позиция такова — с государством в азартные игры не играют. Тем более, что, судя по последним выборам, демократии в нашей стране — ноль. Поэтому в этой ситуации я предложу разделить бизнес на несколько конкурентных единиц, а затем рассмотреть возможность продажи. В качестве аргументов для убеждения партнера в необходимости удержания и развития компании возможно использование следующих: во-первых, наличие ресурсной базы — лакомый кусочек и для государства; во-вторых, помимо государства, на рынке всегда присутствуют и другие не менее влиятельные игроки, например, компании, заручившиеся поддержкой чиновников, или зарубежные; в-третьих, всегда можно продать часть пакета акций компании; в-четвертых, как вариант остается возможность защиты «народными» методами — смена учредителей, получение статуса депутата и т.п.

Надежда Зибницкая: Если у государства появятся такие намерения и возможности — я буду только «за». Потому что государство, по большому счету, — гарант стабильности. Да, «запасной парашют» создает каждый дальновидный бизнесмен. Я считаю, что выведение части активов — это разумно, это «подушка безопасности», гарантия обеспеченной, заработанной нелегким трудом старости и будущего детей. Возможно вложение средств в другой, не емкий бизнес или ценные бумаги, но обязательно в России. Делать ставку на вывод активов за границу, на мой взгляд, неправильно. Это — чужая среда, неизвестная и непонятная правовая база, не говорю о моральном аспекте таких решений. Да и в целом это слишком рискованно. Это моя точка зрения, и я думаю, что смогу переубедить партнера. Но, по большому счету, такого типа предприниматель вряд ли мог стать моим «попутчиком». Все-таки партнерство — это союз единомышленников, который подразумевает разнообразные грани отношений, связанные не только с получением прибыли, но и с комфортным ощущением себя в жизни, чувством надежного плеча, уверенности в будущем. Выбор партнера — это очень ответственно, я подхожу к этому обдуманно и взвешенно.