Меню

Поединок лидеров в бизнесе на страницах ДК - 07.05.2007

Павел Баруткин руководитель представительства Softline в Сибирском федеральном округе Андрей Плетнев финаносовый директор холдинга «Российские мясопродукты»     1 Собственник считает в

5 вопросов о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе
Павел Баруткин
руководитель представительства Softline в Сибирском федеральном округе
Андрей Плетнев
финаносовый директор холдинга «Российские мясопродукты»
 
 
1
Собственник считает вас умным и профессиональным руководителем. И потому опасается, что вы способны придумать схему увода активов. Он ужесточает контроль, связывающий вас по рукам и ногам, от этого страдает дело. Ваши действия?
Павел Баруткин: Постараюсь дать понять собственнику, сколько он теряет в денежном выражении из-за внедрения системы жесткого контроля, и предложу вместе разработать компромиссный вариант контроля.
Андрей Плетнев: Доверие собственника для меня – один из ключевых факторов в работе, его потеря на порядок снижает эффективность моей деятельности и лишает смысла продолжение сотрудничества. С другой стороны, собственник должен контролировать добросовестность и лояльность менеджеров. Поэтому я вижу только один выход – обсудить сложившуюся ситуацию с собственником, и если он не согласится снизить степень контроля до разумного уровня, то я буду вынужден уйти.
2
Собственник требует от вас увеличить рентабельность. Вы можете снизить издержки только за счет налоговой оптимизации, причем по самым рискованным схемам. За последствия по закону отвечаете вы. Вы хотите разделить ответственность с владельцем компании.  
Павел Баруткин: Для поиска решения в этой ситуации я свяжусь с независимым юристом или аудитором. Если безболезненных выходов нет, буду настаивать на отказе от этого шага, объясняя собственнику все риски, которые лягут на меня, на него и на компанию в целом. Компания, которая смотрит в будущее, дорожит своей репутацией, заботится о сотрудниках, не пойдет на большие риски.
Андрей Плетнев: Собственник устанавливает требования к предприятию и работающим на нем сотрудникам. Не согласен – ищи другую работу. Но если принимаешь выдвинутые требования, то и несешь ответственность за все последующие решения по их реализации. Если я не готов принять риски по данным решениям, а иных вариантов выполнения заданных требований не вижу, значит, мне придется обсуждать с собственником вопрос о снижении требований к рентабельности, либо искать работу, адекватную своим возможностям.
3
У вас два предложения о повышении: от международной компании, в которой вы можете узнать, как делается бизнес на глобальном рынке, или от фирмы-монополиста на местном рынке. Первое интереснее в профессиональном плане, второе решает все ваши материальные проблемы.
Ваш выбор? 
Павел Баруткин: Выберу ту компанию, где ставятся интересные задачи и дается определенная свобода действий. Не зная конкретных условий, трудно сказать, какую именно компанию выберу. Подчас в международных компаниях свобода может быть сильно ограничена бюрократией, а задачи могут быть узкими.
Андрей Плетнев: Я считаю, что сейчас работа в крупных российских компаниях по уровню, разнообразию и сложности решаемых задач значительно интереснее и перспективнее для профессионального развития, чем деятельность в стабильном и отлаженном механизме иностранного бизнеса. А учитывая, что в предложенном варианте работа в российской компании еще и решает все мои материальные проблемы, то выбор совершенно очевиден. 
4
Под вашим началом работает толковый менеджер. Давать ему полномочия в интересах дела — значит своими собственными руками взращивать себе конкурента как руководителю.
 
Павел Баруткин: Грамотный руководитель должен делегировать задачи и, соответственно, полномочия своим подчиненным. У самого на все времени в любом случае не хватит. А из-за боязни конкуренции не давать полномочий толковому сотруднику – это значит признать себя несостоятельным.
Андрей Плетнев: Я своими собственными руками сознательно буду стремиться взращивать себе конкурента, и когда он будет готов меня заменить, передам ему достаточный объем своих функций. А высвободившееся свое время использую для решения других задач, которых в крупном динамичном бизнесе всегда имеется в избытке.
5
Когда вы пришли в компанию, предполагалось, что за разработку стратегии будете отвечать вы. Но собственник в штыки встречает все ваши предложения. Уйти — значит подмочить прежде безупречную репутацию.
Как объяснить работодателю вашу правоту?
 
Павел Баруткин: Топ-менеджера берут для достижения определенных целей, когда имеющаяся команда не может самостоятельно их достигнуть. Для этого нужна определенная свобода в принятии решений и определенный срок. Поэтому буду договариваться с работодателем о сроках достижения результатов и об определенном уровне свободы как одном из ресурсов для достижения результатов.

Андрей Плетнев: Определять стратегию развития предприятия – его безусловное право. Если та, что предложена мною, не устраивает, значит, в ней не учтены некоторые очевидные для собственника факторы, либо наши оценки их влияния на развитие предприятия расходятся. В любом случае я буду исходить из того, что собственник никогда не примет решения во вред предприятию, а неприятие предложений может быть связано с их недостаточной аргументированностью.