Меню

Постиндустриальный Новосибирск Владимира Городецкого

  Возможности бюджета города по реализации важных проектов из-за кризиса существенно сократились. По словам Владимира Городецкого, муниципалитет скорректировал планы с учетом новых экономических ус

Будущее Новосибирска — в научно-инновационной сфере, считает мэр Владимир Городецкий. В интервью «ДК» он рассказал, как изменится город в ближайшие двадцать лет и как кризис повлиял на достижение поставленных в генплане целей.

 

Возможности бюджета города по реализации важных проектов из-за кризиса существенно сократились. По словам Владимира Городецкого, муниципалитет скорректировал планы с учетом новых экономических условий. Но от строительства важнейших для города объектов мэрия не отказалась и продолжает планомерно конкретизировать Генеральный план развития города до 2030 г.

Попытка заглянуть в будущее
К 2030 г. Новосибирск станет постиндустриальным, инновационным городом. Стимулировать движение в эту сторону будут с помощью программы развития наукоемкого производства и инноваций в промышленности до 2020 г. Ее разработка сейчас завершается. Финансовый кризис поставил под сомнение сроки реализации Генерального плана — слишком дорого обойдется реализация задуманных инфраструктурных проектов. Ситуацию усугубляет недостаток федерального финансирования и сокращение налоговых поступлений в городскую и областную казну. Однако местные власти не теряют оптимизма.
Какие основные изменения произойдут в городе?
— К 2030 г. будут построены несколько мостов и скоростных магистралей, десятки транспортных развязок. Пробки на дорогах останутся в прошлом. За двадцать лет кардинально изменится и архитектурный облик города. В центре появятся красивые высотные здания, на окраинах — новые жилые массивы. Существенно повысив стандарты качества в различных отраслях — от ЖКХ до здравоохранения, мы сможем добиться того, чтобы наш город ни в чем не уступал современным европейским мегаполисам.
Кризис сильно затруднил достижение этих целей?
— Экономика города диверсифицирована. Это уберегло нас от обвального спада. Сильнее других пострадали металлургический завод и предприятия, выпускающие оборудование для металлургии, а также производители стройматериалов. В то же время некоторые крупные предприятия, выпускающие топливо для атомных станций, самолеты, турбогенераторы, не только не снизили производство, а продолжают наращивать объемы выпуска продукции. Они имеют заказы на несколько лет вперед.
Конечно, возможности и мэрии, и частных инвесторов существенно сократились. Если раньше доходы городского бюджета увеличивались на 25% в год, то сейчас налоговые поступления резко уменьшились. Это в первую очередь отразилось на бюджете развития. Мы были вынуждены несколько раз в течение года его секвестировать. И нам, и частным инвесторам пришлось сдвинуть сроки реализации отдельных инвестпроектов. Например, перенесено начало строительства крытого аквапарка и выставочного комплекса «Крокус». Отложено строительство нескольких транспортных развязок (на площади Энергетиков, на въезде в Матвеевку, на пересечении ул. Горького и Каменской магистрали, на подъеме на Октябрьский мост). Однако я бы не стал расценивать ситуацию как критическую. Рано или поздно кризис закончится. И основные цели, поставленные в Генеральном плане развития города, будут достигнуты.
Какие масштабные проекты будут профинансированы за счет бюджета в следующем году?
— Реализацию наиболее важных для города проектов мы продолжаем, несмотря на сложные экономические условия. Так, недавно ввели в эксплуатацию транспортную развязку на разъезде Иня, в октябре — эстакаду на ул. Кирова. Затраты на создание первой превышают 900 млн руб., второй — 1,1 млрд руб. Осенью закончили работы по реконструкции километ- рового участка на ул. Кошурникова. Теперь от ул. Красина до ул. Бориса Богаткова это восьмиполосная магистраль. Ее открытие значительно облегчило транспортную доступность большей части Октябрьского района.
В следующем году, к Дню города, планируем ввести в эксплуатацию станцию метро «Золотая нива». Приступим к строительству третьего автомобильного моста. Строительство метро и моста будет финансироваться не только из городского, но также из областного и федерального бюджетов.
В связи с кризисом федеральное правительство почти прекратило выдачу регионам субвенций на те или иные цели. Сегодняшняя тактика — целевые бюджетные кредиты. Новосибирск может получить кредит в размере 1 млрд руб. на строительство метро и третьего автомобильного моста. Конечно, кредит, в отличие от субвенции, придется возвращать. Но мы, скорее всего, пойдем на его получение, чтобы начать строить.
Мэрия заработает на Олимпиаде
В условиях сокращения федерального финансирования городским властям пришлось задуматься о том, как обеспечить пополнение местного бюджета настолько, чтобы не приостанавливать реализацию проектов. Свои надежды мэрия возлагает на малых предпринимателей, а также на улучшение ситуации в строительной отрасли. Чтобы поддержать развитие промышленного потенциала власти используют механизм субсидирования части процентных выплат по кредитам.
Какие меры предпринимает мэрия для вывода экономики из кризиса?
— В первую очередь поддержку оказали строительному комплексу. Провели реструктуризацию долгов строительных компаний за аренду земельных участков и подключение к мощностям «Новосибирск- энерго» и «Горводоканала». В бюджете города на 2009 г. предусмотрено выделение 58,3 млн руб. на развитие промышленного потенциала. Как правило, поддержка оказывается в виде субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам, лизинговым платежам, части затрат на модернизацию основных средств. Ставки аренды муниципальных нежилых помещений и движимого имущества сохранили на уровне 2008 г., упростили процедуру продления договоров аренды земельных участков под временными объектами — все это тоже поможет малому и среднему бизнесу быстрее преодолеть кризис.
Вы говорили о том, что в Новосибирске будут реализованы крупные инвестпроекты в сфере производства. Какие именно, и когда это произойдет?
— Опыт успешного внедрения прорывных технологий в Новосибирске уже накоплен. Например, на электровакуумном заводе начат выпуск изделий из технической керамики, которые могут применяться сразу в нескольких отраслях, в том числе и в медицине. На основе таких небольших микромоделей и должна создаваться инновационная экономика города и страны. В свою очередь, мэрия готова предоставить инвесторам, внедряющим новые перспективные технологии, площадки для размещения производства.
Другой пример: зарубежные инвесторы планируют вместе с НЗХК создать завод по производству литиево-ионных батарей для электротранспорта. Такие батареи пользуются большим спросом, особенно в Азии. Да и для обслуживания Олимпиады в Сочи будет привлекаться именно электрический автотранспорт, работающий на подобных батареях. Объем инвестиций в проект оценивается в $248 млн. Сейчас мэрия готовит площадку для будущего предприятия.

 

 

Владимир Городецкий
родился 11 июля 1948 г. в деревне Алексино Смоленской области
Образование: Брянский институт транспортного машиностроения
Карьера: 1972-1983 гг. — прошел путь от мастера участка до секретаря парткома промышленного комбината стройиндустрии 1983 г. — второй секретарь Первомайского РК КПСС 1985-1989 гг. — секретарь Первомайского райисполкома 1989-1992 гг. — первый заместитель председателя Новосибирского горисполкома 1992-1996 гг. — коммерческий директор Новосибирского хлопчатобумажного комбината 1996-2000 гг. — первый заместитель мэра Новосибирска, директор департамента экономики, инвестиций и промышленной политики. С 2000 г. — мэр Новосибирска
Семья: Женат, имеет сына и дочь, три внучки и одного внука.
Хобби: активный отдых: футбол, подледный лов.