Как защитить бизнес от угроз, избежав дополнительной нагрузки на бюджет предприятия, рассказала директор юридической компании «Подразделение «Д» Юлия Демидова.
Юлия Демидова, директор юридической компании «Подразделение «Д»:
– Большинство превентивных мер по защите бизнеса требуют разработки гибкой стратегии, грамотной оценки рисков, что влечет за собой серьезные расходы на услуги специалистов. Что может предпринять руководитель и владелец компании в текущей экономической ситуации без значительных нагрузок на бюджет? Главное, чтобы руководитель нацелился на решение этой задачи, то есть оценил риски и захотел потратить время на внедрение предлагаемых мер.
Своим клиентам мы рекомендуем выстраивать работу с учетом приведенных ниже приоритетов.
Защита активов компании
Важно понимать, кто и в каком порядке принимает решение о совершении сделок по отчуждению имущества организации, то есть знать не только свои полномочия, но и полномочия других лиц компании, принимающих решения. Владельцу фирмы стоит контролировать, а в ряде случаев необходимо ограничить возможности генерального директора. Генеральному директору, в свою очередь, следует ответственно оценивать предлагаемые на подписание контракты. Внимательно относитесь к изменению устава организации, если не хотите утвердить одни положения, а получить совсем иную редакцию. Руководству просто необходимо контролировать выдачу доверенностей и вникать в передаваемые полномочия.
Предотвращение корпоративных конфликтов. Структурирование бизнеса
Тема большая и сложная, поскольку вариантов причин и последствий корпоративных конфликтов практика знает множество. Что делать малому и среднему предпринимателю, чтобы не погрязнуть в корпоративном конфликте? Регистрировать компанию на себя одного (без соучредителей), заключать брачные контракты, нанимать проверенных и лояльных сотрудников. Если у вас есть партнер, необходимо до принятия решения о совместной работе юридически верно оформить свои договоренности, как минимум в уставе. В ряде случаев рекомендую использовать новый инструмент – корпоративный договор, при этом особенно важно поработать с положениями, касающимися ответственности сторон, в противном случае нет смысла его и заключать.
Оценка возможной ответственности «контролирующих лиц» компании
Бизнесменам важно оценивать не только экономическую ситуацию в стране, но и меняющуюся судебную практику, а ряде случае вообще забыть, как «делали раньше». В Гражданском кодексе теперь есть статья 53.1 «Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица». Таким образом, к ответственности могут быть привлечены:
- физические лица (генеральный директор, председатель, правление, дирекция и проч.), составляющие или входящие в исполнительные органы юридического лица, т.е. органы, которые действуют от его имени;
* При этом, даже если директор совершил сделку (или совершил иное действие) с одобрением совета директоров или общим собранием, то есть действовал во исполнение указаний таких лиц, с него все равно могут быть взысканы убытки, потому что он несет самостоятельную обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно.
- участники компании и другие лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица;
- физические лица, входящие в коллегиальный орган управления корпорации (член совета директоров, наблюдательный совет и проч.);
* К ответственности могут быть привлечены те члены коллегиального органа, которые голосовали за решение, принесшее убытки юридическому лицу.
- временный единоличный исполнительный орган;
- управляющий или управляющая организация;
- ликвидатор (члены ликвидационной комиссии);
- внешний или конкурсный управляющий;
- арбитражный управляющий.
В случае привлечения юридического лица к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т.п.) понесенные в результате этого убытки юридического лица также могут быть взысканы с таких лиц.
Взыскивать долги
Несмотря на то, что предприниматели дорожат своими клиентами, стараются выстраивать долгосрочные отношения и часто терпеливо ждут оплаты своих услуг, чтобы не потерять клиентов, мы все же рекомендуем активнее принимать решения о взыскании долгов, просто потому что потом может быть поздно и взыскивать будет нечего. Например, должник обанкротится или будут пропущены сроки исковой давности.
Безусловно, это управленческое решение, которое должно быть взвешенным, но как показывает практика, несвоевременность обращения в суд приводит к потере своих денег. Поэтому рекомендация одна – идти в суд даже с небольшими долгами, тем более что в порядке упрощенного производства расходы компании на юристов будут минимальными.
Исполнение своих обязательств по договорам
Необходимо провести анализ действующих договоров на предмет возможных претензий со стороны контрагентов. Дело в том, что неисполнение ряда процедур, которые порой кажутся руководителю несущественными, может привезти к обоснованным претензиям другой стороны договора и как следствие финансовым потерям. Это могут быть акты (в том числе промежуточные, акты осмотра), которые должны быть оформлены должным образом. Руководство должно контролировать переписку с клиентом и отправить ее на анализ юристу, поскольку в ряде случаев от этого зависит перспектива возможного спора.
Проявление должной осмотрительности в выборе контрагентов. Оценка налоговых рисков
Сотрудники налоговой службы и следственного комитета загружены работой и обладают большим количеством информации о нарушениях предпринимателей. Если не хотите с ними встречаться, необходимо действовать добросовестно и с должной осмотрительностью.
Например, недобросовестность директора считается доказанной, если он:
1) действовал при наличии конфликта между его личными интересами (интересами аффилированных лиц директора) и интересами юридического лица;
2) скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица (в частности, если сведения о такой сделке в нарушение закона, устава или внутренних документов юридического лица не были включены в отчетность юридического лица) либо предоставлял участникам юридического лица недостоверную информацию в отношении соответствующей сделки;
3) совершил сделку без требующегося в силу законодательства или устава одобрения соответствующих органов юридического лица;
4) после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица;
5) знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом (фирмой-однодневкой и т.п.).
Рекомендуем хотя бы регулярно отслеживать информацию о контрагентах из открытых источников (сайт ФНС, сайт Арбитражного суда и проч.), это позволит не потерять время.
Организация кадровой работы, подбор персонала
В последнее время существенно усложнили жизнь предпринимателям их сотрудники, и не всегда бывшие. Уровень правовой грамотности вырос у граждан, и это очень хорошо, но, к сожалению, все чаще наши клиенты сталкиваются с провокацией и даже шантажом со стороны своих работников. В результате компании подвергаются проверкам со стороны трудовой инспекции, прокуратуры, несут судебные расходы.
Рекомендации: правильно оформляйте кадровые документы, проверяйте своих сотрудников не только на предмет профессиональных знаний, но и на предмет их психологической и моральной надежности.
Справка:
Юлия Демидова – директор юридической компании «Подразделение «Д».
Член НРО «Ассоциации юристов России».
Ключевая специализация - корпоративные конфликты и безопасность бизнеса.
E-mail: dua@podrazdelenie-d.ru
Сайт: uk.podrazdelenie-d.ru
Телефон: (383) 319-54-74, 20-20-746