Меню

«Прекратите «ломать» своих детей». Новый герой – в проекте отцы и дети

Генеральный директор санатория «Родник Алтая» Андрей Петухов порассуждал о влиянии взрослых на выбор жизненного пути ребенка и правильном отношении к деньгам.

Андрей Петухов ответил на несколько важных вопросов, которыми так или иначе, рано или поздно, задается каждый родитель.

Должны ли родители влиять на решение сына или дочери, кем быть, какую профессию выбрать?

На мой взгляд, мы сами не подозреваем, насколько сильно мы влияем на события, происходящие в жизни наших детей. Часто не нужно ничего делать специально. Дети просто смотрят на наше поведение и копируют нас. Если вы общаетесь с детьми, делитесь с ними тем, что для вас важно и интересно, то вы уже формируете у них представление об одном из возможных будущих. Скорее родительское влияние заключается в том, насколько мы откровенны, честны со своими отпрысками, сколько времени им уделяем, а не в том, чтобы точно указать им на «правильный для них путь».

Могут ли дети не учитывать мнение их родителей?

Нужно понимать, — об этом я говорю и своим детям, и своим сотрудникам — что человеку в первую очередь важно найти баланс, чтобы не противоречить своей сути. Ты должен почувствовать, какой ты, и найти занятие, чтобы оно с тобой резонировало. 

Есть и другой момент. Мой сын поступил на менеджмент, поскольку он слышал мои разговоры о работе, видел, чем я занимаюсь. О многих других профессиях, которые потенциально могли бы его заинтересовать, он просто мало что знал. Вот и пошел учиться на менеджера. Уверен, что эти знания ему точно пригодятся, даже если он выберет для себя другое направление в будущем.  В то же время родителям важно разглядеть, есть ли у их чада способности к этой профессии. Моя супруга занимается китайской медициной. И был момент, когда мы предлагали дочери поступать в медицинский. Однако поняли, что у ребенка больше склонности к коммуникациям, она любит общаться. Медицина — не ее. Невозможно не учитывать пример родителей, но не обязательно ему следовать, а родителям, в свою очередь, не нужно давить.

Второй важный момент — в 17-18 лет практически невозможно понять, кем ты будешь и в каком направлении для этого нужно развиваться. «Я бы в летчики пошел, пусть меня научат» — эта строчка из детского профориентационного стишка очень неоднозначна. А что, если в процессе обучения человек поймет, что ему нравится не летать, а конструировать самолеты или прыгать с парашютом, — идти до конца по выбранному пути или переучиваться? Немного таковых, кто с детства знает, кем хочет стать, и идет к этой цели. Важно, в каком направлении ты как родитель дашь ему толчок. Я бы хотел, чтобы моего сына научили мыслить категориями бизнеса, чтобы он понял, что такое маркетинг, менеджмент, а потом он решит, в каком направлении будет делать карьеру, реализуя в этом свою индивидуальность.

А что такое дело всей жизни, к которому надо стремиться?

Как мне кажется, «дело жизни» — понятие относительное и может меняться в течение самой жизни. Не надо ломать себя и детей. Ты можешь во многом реализоваться. Я люблю общаться с людьми, но мог бы стать консультантом, ведущим на радио, и даже если бы я стал военным, индивидуальность взяла бы свое. 

Многие руководители говорят, что им тяжело увольнять людей. Но, если ты понимаешь, что вот этот человек в данный момент не на своем месте, что он мучается, пытается что-то доказать, но для компании неэффективен, да и сам не мотивирован, не вовлечен, не чувствует самореализации, то надо разобраться, поговорить и принять решение, чтобы обе стороны не теряли время зря и не упускали свои возможности.

Как помочь ребенку определить, в чем его способности?

Я советую своим детям анализировать свое поведение: как они общаются со сверстниками, взрослыми, комфортно ли им, кем бы они хотели быть — лидерами или сторонними наблюдателями. Вопросов можно задать массу. И уже потом начать делать выводы. Но сколько бы человек ни искал себя, всегда есть непреодолимые жизненные обстоятельства. К ним невозможно быть готовым. Вряд ли наши деды готовились идти на фронт или жить во время войны — нет. Но ребенок может быть готов принимать обстоятельства и действовать в них наилучшим образом. Ведь в жизни не обязательно складывается все по идеальному сценарию.  

Успех и деньги  возможно ли счастье без этих двух составляющих?

Деньги — это энергия, ресурс, который нам дается, чтобы мы могли созидать. Есть понятие «гигиеническое количество денег», и важно за него не выходить. Денег должно быть достаточно, чтобы решать вопросы первой необходимости, чтобы обеспечить себе достойное качество жизни. Доходы ниже определенного уровня не позволят, к примеру, покупать качественную пищу, ухаживать за здоровьем. Большие деньги — это ответственность в первую очередь, и потом уже возможности. И если ты умеешь его добывать, то ты должен уметь его отдавать, грамотно им распорядиться. И это тоже нужно объяснять детям.

Отцы и дети