За последний год в России было принято много неоднозначных законов, заставивших бизнесменов менять свои правила. Новосибирские предприниматели рассказали, как искать полезное во "враждебном".
13 ноября – Всемирный День отказа от курения. Почти год назад в силу вступил закон, запрещающий курить в общественных местах, новые поправки к нему, вступившие в силу недавно, окончательно сделали закон «враждебным» для многих владельцев бизнеса из сферы товаров и услуг.
DK.RU решил воспользоваться поводом и спросить новосибирских бизнесменов, как они победили «злой» закон и как вообще повернуть удачу к себе лицом в условиях кризиса/осложняющих жизнь законов и других негативных тенденций в бизнесе.
Совладелец ресторана Red House Сергей Лунев был возмущен новым запретом курения в общественных местах, однако нашел, как использовать это в своих целях.
«Я противник курения сигарет – это не доставляет никакого удовольствия. Если я позволяю себе что-то из табачных изделий, то это сигарила или сигара (знаю хороший магазинчик, где широкий выбор и приятные по нынешним временам цены), либо хороший кальян. Закон об ограничении курения или его запрете создал парадоксальную ситуацию, когда в заведениях якобы подаются только безникотиновые кальяны, но под их видом продаются и обычные, табачные. Что из этого вреднее – непонятно, но не стало зон для курения, а курят повсеместно, в том числе и табак. Закон не работает? Кому стало лучше? Непонятно мне. В целом то, что в общепите перестали курить хотя бы сигареты, – это хорошо для атмосферы, для здоровья гостей и персонала, воздух элементарно стал чище. Но выручка теряется на самом деле, так как курящий на месте гость чувствует себя комфортней, больше заказывает, особенно в баре. Гость, который бегает на улицу, тратит меньше. В общем, из положительных сторон: дышать стало легче, но там, где курят якобы только безникотиновые кальяны, зачастую идет нарушение законодательства. А вообще трудности нас закаляют. Или «то, что меня не убивает, делает меня сильнее». Пока «лишения» все такие поверхностные, больше шумихи. Я, например, на фоне роста валют, некоторого дефицита продуктов и роста цен на них, умудряюсь снижать цены в своем ресторане. Кризисные ситуации порождают новые возможности, важно не упустить свой шанс, увидеть или даже создать свой тренд в новых условиях. Например, я сейчас над этим активно работаю – положительные новшества для гостей будут заметны уже в ближайшее время».
А директор компании ITConstruct Роман Петров считает, что в отказе от курения есть одна негативная сторона – его неисполнение.
«Поскольку я сам не курю, я рад, что теперь во многих местах стало дышать свободнее. К сожалению, не везде это получилось сделать хорошо. Не знаю, как сейчас, но еще несколько месяцев назад в аэропортах, и в том числе в Толмачево, все курили в туалетах и туда просто не зайти».
Председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков увидел больше негативного в запрете курения, однако это только с точки зрения бизнеса:
«Запрет на курение… что здесь бизнесу можно найти хорошего? Многие новосибирские предприятия и рестораторы жаловались, что у них сильно упала выручка из-за этого. Закон, конечно, не продуман. Хорошее в нем – это здоровье нации, но надо понимать, что предприятия по оздоровлению нации всегда чреваты негативными последствиями для многих сфер бизнеса. Выручка у ресторанов и так начала снижаться из-за перепроизводства, из-за кризиса, а тут еще наш законодатель взял и запретил там курить. Наверное, это неплохо в том смысле, что курить теперь будут выходить на улицу, и потребление табака и, вероятно, частично потребление алкоголя снизится. Можно сказать с надеждой, что, наверное, изменение стандартов потребления может со временем войти в норму. Вообще, из того негативного, что случилось в последнее время, лучше всего можно использовать в своих целях санкции, запрещающие ввоз в Россию ряда продовольственных товаров. Они ведь дают нашим предпринимателям различные возможности расширить бизнес, это отлично».
А директор ГК «Лиртана» Андрей Федюкин и вовсе выдвинул несколько смелых предложений, как обойти неугодный закон:
«Из положительного для простого народа могу сказать одно: как минимум появилась официальная причина обращаться в полицию, если тебя достают курильщики в офисе, подъезде и так далее. А ресторанам можно сыграть на изменении ассортимента: например, создавать блюда, содержащие никотин! Чем не уникальное торговое предложение! Опять же, можно в общественных местах (театры, рестораны и прочие) ввести в продажу жевательные резинки и другие товары с никотином! Это ведь и забота о курильщиках, и забота о некурящих, и заботы о бизнесменах! Так мозг начнёт работать в сторону клиента».
По поводу нелепых и неоднозначных законов в целом директор по развитию ДНИ Групп Игорь Рылов высказался так:
«Девиз сегодняшнего времени – это фраза военкома из фильма «ДМБ»: «А мы твой недуг в подвиг превратим». Законодательные инициативы всегда влияли и будут влиять на бизнес, и нужно просто быть морально готовым к переменам и быстрым реакциям на вызовы. Если проблемы только у вас, то разбивайтесь с бизнес-моделью. Если у всех, то приспосабливайтесь. Не в силах поменять среду – меняйте отношение к ней или свое место. Превращать «недуг» в «подвиг» – вот истинное искусство управленца, но гораздо важнее не допускать принятия таких законов. Сегодня существует угроза для малого и среднего бизнеса – поправки в Налоговый кодекс депутата А. Макарова (Поправки в Налоговый кодекс, внесенные в Госдуму председателем комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым, предполагают, в частности, повышение налогов на доходы от продажи недвижимости – прим. DK.RU). Это не поправки – это приговор! Бизнес-сообществу нужно активней выражать свою позицию, минуя институт депутатства как неэффективного прямыми санкционированными акциями. Слава богу, закон позволяет нам это».