Меню

Прививка от кризиса

Россияне оправились от осенней паники и опять пошли в банки. О том, кто и как чувствует себя на финансовом рынке, почему слово «кубышка» потеряло актуальность и где и в чем теперь предпочтительней

Россияне оправились от осенней паники и опять пошли в банки. О том, кто и как чувствует себя на финансовом рынке, почему слово «кубышка» потеряло актуальность и где и в чем теперь предпочтительней хранить деньги, «МК» рассказал Председатель правления Русского Банка Развития (РБР) Виталий МИЛЬКЕ. 

— Виталий Эмильянович, что сейчас в целом происходит с российской банковской системой, и меняется ли, на ваш взгляд, отношение к ней населения?

— На мой взгляд, в целом доверие к банкам растет. Связано это, прежде всего, с тем, что люди получают больше информации. Это очевидно, - ничего ужасного ведь не произошло. Сколько банков обанкротилось? Благодаря поддержке банковской системы государством и тому, что качество менеджмента улучшилось в самих банках, таких банков единицы. Люди понимают, что хранить деньги дома в любом случае - заведомо проигрышный вариант. Банки, конечно, - не позволяют заработать значительные суммы, но обеспечивают физическую сохранность денег. И, кстати, в нынешних условиях позволяют посредством частичного снятия, довложений, перевода средств из одной валюты в другую, в рамках например мультивалютного вклада, оперативно управлять своими средствами. В РБР привлечение именно по мультивалютному вкладу увеличилось за последний месяц в 4 раза.
— А в целом, если говорить о банке, отмечаете приток клиентов или отток?
— У нас постоянный рост депозитов. РБР был интересным банком для клиентов и до смены акционеров. А сейчас продукты, предлагаемые РБР еще более привлекательны.
— Но ведь осень 2008-го вряд ли стоит называть безоблачной…
— Она не была безоблачной для всего российского банковского сектора. Как вы помните, тогда был массовый отток клиентов, порожденный паникой в связи с началом кризиса. РБР подвела даже не рискованная стратегия — банкиры народ консервативный, а скорее ориентация не на ту категорию клиентов. Дело в том, что примерно половина депозитов банка принадлежала ВИП-клиентам. А на самом деле, это самая неустойчивая категория вкладчиков. Стоит только им услышать хоть намек на нестабильность как они моментально забирают свои деньги, что, собственно, и произошло в сентябре-октябре прошлого года. Розничные же клиенты, напротив, обладают гораздо большим иммунитетом к подобного рода слухам. Именно  на   них мы и сделали ставку. Устойчивый прирост клиентов в банке - лучшее тому подтверждение.
— Как вы полагаете, насколько оправданно мнение экспертов, что наиболее надежны для вкладчиков банки с госучастием или госбанки?
— Давайте так. Во-первых, не стоит забывать, что вклады до 700 тысяч рублей гарантированны государством в полном объеме во всех банках, входящих в систему страхования вкладов. Во-вторых, если уж совсем глобально мыслить, то нет ни абсолютно надежных, ни абсолютно безнадежных банков. Это определяется временным фактором. Сейчас в России как раз то время, когда банки, поддерживаемые государством, будут, действительно, оставаться более надежными. Но список таких организаций не ограничивается исключительно госбанками. Речь идет еще и о структурах, которые государство поддерживает субординированными кредитами, а также тех, что участвуют в госпрограммах. В период кризиса эти банка также более надежны.
— РБР, получается, тоже таким является, раз вас купила Финансовая корпорация «Открытие», а миноритарный пакет «Открытия» приобрел государственный ВТБ?
— Покупка пакета акций Внешторгбанком, безусловно, увеличила надежность и всей корпорации, и РБР. ВТБ совершил абсолютно рыночную покупку, оценив как перспективы самой ФК «Открытие», так и ее участие в проекте РБР. В целом же корпорация показывает хорошие результаты и достаточно уверенно чувствует себя и сейчас, в условиях кризиса.
— Вы подали документы на переименование РБР. Чем это вызвано, и как вас будем вскоре величать?
— РБР будет называться Коммерческий банк «Открытие». Почему, надеюсь понятно. Мы часть Финансовой корпорации, в состав которой входят помимо РБР еще несколько структур, и всех их объединяет в наименовании  - «Открытие» - Инвестиционный банк «Открытие», Брокерский дом «Открытие», Управляющая компания «Открытие», английская и кипрская брокерские компании. Все они имеют отдельный бизнес и являются лицензированными организациями в своей сфере деятельности. Инвестбанк занимается операциями с ценными бумагами, Управляющая компнаия — доверительным управлением, управлением паевыми инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами (ПИФ, НПФ – МК), Брокерские компании занимаются обслуживанием операций клиентов на бирже. РБР — это чисто коммерческий банк,  занимающийся привлечением депозитов и выдачей кредитов.
— Неужели вы проигнорируете другие виды бизнеса корпорации и не будете включать их в спектр предлагаемых РБР услуг?
— Заниматься брокерской деятельностью банк точно не будет. Однако корпорация является единым финансовым организмом, поэтому продукты ФК «Открытие» будут представлены во всех отделениях РБР. Тем более что, по мнению ряда аналитиков, сейчас настали достаточно благоприятные времена для инвестиций на фондовом рынке (покупая бумаги по ценам ниже рыночных шансы получить в будущем хорошую прибыль, когда рынок «подрастет»  высоки). Я считаю, что мы совершаем достаточно правильные шаги и идем в верном направлении, поскольку уважаем право выбора клиента и стремимся повысить степень его свободы, предоставляя доступ ко всему спектру ивестиционных продуктов: от депозитов до операций с ценными бумагами. Далее клиент сам выбирает, какой инструмент выбрать в конкретный момент.
— Что еще изменится или уже изменилось в работе банка после перехода к новым акционерам?
— Уже проще рассказать, что будет нового, ведь перестройка идет по всем участкам: от переоборудования отделений до переобучения персонала. Работа банка будет строиться по современным канонам, начиная от круглосуточной зоны «24» и заканчивая доступностью информационных ресурсов о возможностях для клиентов. Мы наняли команду профессионалов для развития розничного бизнеса. Этот сегмент достаточно инертен, но при правильной стратегии может преобразоваться в настоящий локомотив и тащить за собой остальные бизнесы банка. Сейчас мы хотим его правильно запустить: недавно обновили линейку вкладов (проценты по рублевым вкладам достигают 17 % годовх), уже выдаем автокредиты, готовимся приступить к кредитованию в торговых сетях, планируем активно развивать карточные программы. Так, если сумма остатка денег на карточном счете составляет свыше 1 млн рублей, то мы начисляем на нее ежемесячно 9%, если до 100 тысяч, то  5%. При этом это обычная пластиковая карточка, по которой в любой момент можно сделать покупку в магазине. Также отмечу, что у нас принята довольно смелая стратегия регионального развития банка. Мы будем открывать филиалы в городах-миллионниках и других крупных центрах. В первую очередь, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде,  Тюмени, Красноярске . По плану — 12 новых филиалов за год-полтора, ну и, конечно, новые  дополнительные офисы  в Москве.
— Вы как-то слишком уверенно чувствуете себя во время кризиса…
— Кризис — очень интересное время. Это время открывающихся возможностей. Тот, кто себя чувствует хорошо, должен использовать этот шанс,  чтобы стать еще лучше, еще мощнее, на что мы и нацелены как в РБР так и в Финансовой Корпорации «Открытие».