Недавно в Новосибирске открылась обновленная Михайловская набережная. Как оценили изменения застройщики и архитекторы?
Михайловская набережная — первое общественное пространство в городе, благоустроенное в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» АИЖК и КБ Стрелка, координируемого Минстроем России. Депутат Совета депутатов, член комиссии по муниципальной собственности и по градостроительству, а также директор строительной компании «Сибакадемстрой» Михаил Ансимов прокомментировал положительные изменения и рассказал о новом подходе градостроителей в столице Сибири.
По мнению участников отрасли, сегодня в Новосибирске мало комфортных общественных пространств — обычно это советское наследие в виде скверов и огромных площадей с неконтролируемой растительностью, но малым количеством активностей. Или, как в случае с Михайловской набережной, — длинный пустой променад, на котором тут и там были расположены шашлычные, аттракционы и некрасивые рекламные конструкции. Также из-за того, что на набережной более 50 лет не велось никаких ремонтных работ, постепенно вся она начала разрушаться: в негодность пришли канализация, лестница, дорожное покрытие. Набережная пришла в запустение во многом из-за того, что ее статус был не определен, хотя юридически эта территория значилась на балансе муниципалитета как озелененное общественное пространство. В 2014 г. департамент культуры, спорта и молодежной политики города Новосибирска инициировал перевод территории в новый статус. В 2015 г. она была включена в разработанную департаментом программу развития озелененных общественных пространств, а в 2017 г. — в федеральную программу формирования комфортной городской среды АИЖК и Минстроя России, благодаря которой стала возможной реализация проекта благоустройства. Получится ли новой набережной изменить представление людей, властей и бизнеса о комфортном месте?
По словам Михаила Ансимова, проект благоустройства набережной был очень прогрессивным: впервые в Новосибирске в работу над перевоплощением общественного пространства были вовлечены и местные архитекторы, и приглашенные консультанты, и власти города, и общественники, и жители.
Радует, что архитекторы подумали о том, как набережная будет жить. Все материалы подходят для нашего климата и ремонтопригодны. Многие решения уже используются в благоустройстве застройщиками Новосибирска. Это показывает хороший уровень развития местных девелоперов и реальность проекта Михайло́вской набережной, — заявил Ансимов.
Говоря о соответствии климату, застройщик посчитал необходимым упомянуть деревья, появившееся на набережной после благоустройства. Многих беспокоило, смогут ли растения прижиться в условиях суровой сибирской зимы, ведь они были предоставлены питомником из Германии. Но деревьям, посаженным на набережной, холода не страшны: так, например, яблони способны выдержать температуру до минус сорока градусов, и устойчивы к ветру. То же самое касается и других деревьев: в питомнике их заранее готовили к стрессу перевозки и пересаживания. К условиям нового дома деревья готовят еще с семян за счет генетической основы, а привозят их с закрытой корневой системой.
Однако, пока что для набережной сохраняется одна важная проблема — пешеходная доступность, считает Михаил Ансимов. Михайловская набережная находится в крупнейшем транспортном узле, сюда можно приехать практически любым видом общественного транспорта из любой точки города, однако добраться сюда пешком или на велосипеде проблематично: территория со всех сторон отрезана крупными магистралями и представляет собой «остров». Частично эта проблема будет решена за счет нового надземного перехода с лифтами в районе метро «Речной вокзал», однако, в будущем застройщикам еще предстоит решить проблему пешеходной связности набережной с «главным прогулочным променадом» Новосибирска — Красным проспектом.
По словам Михаила Ансимова, благоустройство набережной будет продолжено, и эта проблема устранится. Река — это богатство для города, главная артерия, считает депутат, но отчуждение города от прибрежных территорий сложилось исторически: вдоль Оби были причалы, эта часть города считалась рабочей, вся застройка шла за ними, отгораживаясь от портовой зоны.
Сегодня важно обеспечить доступ к реке, развернуть Новосибирск к воде лицом. Мы видим результат на локальном участке, но задача для города — проработать речной ландшафт комплексно, заявил депутат, — это создаст образ, панораму вдоль естественной природной оси. Если Обь архитектурно раскрыть, то река придаст Новосибирску облик сибирского крупного города, уверен Михаил Ансимов.
Новосибирск сегодня развивается по инерционному пути, это один из самых быстрорастущих городов: объемы увеличиваются с каждым годом, и город вынужден «расползаться» от центра на многие километры, из-за этого, по мнению застройщика, транспортные потоки функционируют неправильно и создают пробки, несмотря на широкие улицы.
Для пешеходов достаточно места, но для велосипедистов нужны дополнительные трассы и дорожки — именно на Михайловской набережной появился первый в городе километр выполненной по международным стандартам велодорожки, положивший начало дальнейшему развитию этого вида городской дорожной сети. Михаил Ансимов уверен, что развитие сети велодорожек поможет разгрузить центр в будущем. В новых районах города застройщики также начали задумываться о разных функциях дорог. Проектируют мастер-планы, закладывая четкую сетку улиц — с большими улицами с парковками, внутриквартальными проездами, пешеходными и велосипедными дорогами. Локально планировочная культура начинает появляться в Новосибирске, а благоустройство набережной стало первым шагом в этом процессе.
В связи с географическим положением, Михайловская набережная сейчас отрезана магистралями городского значения. В то же время мы понимаем, что главный прогулочный маршрут Новосибирска обязательно должен связывать набережную и центральную часть города. Наиболее предпочтительным решением этой проблемы мы видим пешеходное пересечение автомагистралей с помощью вело-пешеходного моста, который будет находиться не на одном уровне с дорогой для автомобилей, а идти поверх нее. Для повышения привлекательности обновленной набережной и увеличения количества посетителей там необходимо установить уникальный объект. В нашем случае этот объект — 65-метровое колесо обозрения, расположенное на самой высокой точке. С колеса можно будет увидеть всю просторную территорию набережной, а также 6 мостов через реку Обь. Что касается опыта других городов России, то тут тренды, по большому счету, диктует Москва: недавно открывшийся парк Зарядье задает высокие стандарты. Однако есть и другой положительный опыт — новый городской парк Сергея Галицкого при футбольной академии в Краснодаре. Оба парка отличаются от других современных парков России тем, что созданы полностью с нуля. Такой комплексный подход 10 лет назад не представлялся возможным в принципе. Безусловно, такие проекты могут и должны стать показательными для развития паркового искусства в России, — прокомментировал исполнительный директор и главный архитектор в мастерской «Адаптик-А» Павел Носарев.