Меню

Пьяниц за рулем будут сажать в тюрьму

В этом году законодатели уже приняли и обещают принять ряд новшеств, которые так или иначе повлияют на жизнь автомобилистов. Владельцам дорогих машин придется раскошелиться на новый налог.

Новые законы должны облегчить жизнь автомобилистов. Например, отмена монополии ГИБДД на проведение техосмотра и изготовление госномеров. Как следствие, утратили силу некоторые пункты КоАП, по которым инспекторы ДПС могли снимать номера с машин за чрезмерную тонировку, отсутствие полиса ОСАГО. Пройти техосмотр теперь можно в любом автосервисе, если только у СТО есть соответвующая лицензия. У каждого юриста свое представление о том, какие новые законы и законопроекты наиболее важны для бизнеса.  В предлагаемом ниже перечне ранжирование условно.

1 | Налог на роскошь

Поправки в Налоговый кодекс РФ вступили в силу 1 января 2014 г.

Новый налог коснется всех, чьи автомобили стоят свыше 3 млн руб. Для владельцев новых машин стоимостью 3–5 млн руб. ставка базового транспорного налога умножается на 1,5. Через год она снижается до 1,3. Через два  — до 1,1. Машины старше трех лет повышенным налогом уже не облагаются. Больше всех придется платить владельцам автомобилей, стоимость которых превышает 15 млн руб. Причем им утроенное налоговое бремя придется нести в течение 20 лет. Удвоенный сбор в течение пяти лет должны будут выплачивать приобретатели автомобилей стоимостью 5–10 млн руб.

Гендиректор компании «СТС‑автомобили» Виктор Борицкий говорит, что, возможно, введенный налог на роскошь повлияет на предпочтения корпоративных клиентов, а в его салоне таких немало, и они станут закупать для своих организаций машины, содержание которых не столь затратно. Что касается физических лиц,

«Если человек может позволить себе купить автомобиль за 3–5 млн руб., то вряд ли такой факт, как повышенный транспортный налог, станет ему помехой», —

считает Виктор Борицкий.

2 | Пьянству — бой

Ожидается, что с 1 июля 2014 г. начнет действовать ст. 264 УК РФ.

Новая статья гласит, что «за повторную в течение года езду в нетрезвом состоянии водителей будут сажать в тюрьму на срок до двух лет с лишением прав на такой же срок. Отказ от медосвидетельствования после ДТП приравняют к совершению ДТП в состоянии опьянения. Кроме того, появится нижний предел ответственности за пьяные ДТП с жертвами: один погибший — 2–7 лет лишения свободы, 2 и более погибших — 4–9 лет заключения.

Координатор Новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов соглашается, что пьяный за рулем  — преступник. Тем не менее, по мнению Кириллова, «зацикленность» законодателей на одних только пьяных водителях — отвлечение внимания от более масштабных проблем, решать которые правительство не хочет. «По статистике МВД, пьяные водители совершают 3–5% всех ДТП, в то время как 25% аварий происходит из‑за несоответствующих ГОСТам дорожных условий»,— говорит он.

В качестве примера Кириллов приводит нашумевшее дело инспектора Мозго:

«Я безмерно сочувствую родственникам погибшей девочки и ни в коем случае не оправдываю Мозго. Но я недоумеваю, почему не возбудили дело против дорожных служб, ведь инспектор не справился с управлением автомобилем после того, как его машина наехала на снежный вал, наличие которого является грубейшим нарушением всех норм по уборке дорог».

Исполнительный директор Фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов предлагает создать отдельный правовой институт для поимки и наказания садящихся за руль пьяных полицейских:

«Львиную долю всех пьяных водителей составляют именно они. Потому что эти люди, опираясь на круговую поруку, уверены в своей безнаказанности».

3 | Неприкосновенные номера

С 1 июля 2014 г. начнут работать поправки в КоАП.

Суть поправок в следующем. Инспекторы ГИБДД лишатся полномочий снимать номера с такси, автобусов и грузовиков, передвигающихся по дорогам без талона техосмотра, а также с легковых автомобилей, имеющих чрезмерную тонировку стекол и автомобилей, водители которых не имеют полиса ОСАГО или не вписаны в него.

Директор Центра высшего водительского мастерства Виктор Жигулин изменения в процедуре прохождения техосмотра, так же, как и другие послабления в КоАП, считает неверным шагом:

«Это западный опыт. Там считают, что автовладелец должен сознавать личную ответственность за состояние своего авто и свое поведение на дороге. Но на Западе нет такого правового нигилизма, как у нас! После того как у ГИБДД забрали функции техосмотра, а инспекторам ДПС запретили требовать талоны техосмотра при проверке документов, многие наши водители вообще перестали его проходить. Между тем в США количество погибших на дорогах больше, чем у нас. Поэтому возникает большой вопрос, стоит ли нам перенимать их опыт».

4 | Новое ОСАГО

Ожидается, что поправки в ФЗ «Об ОСАГО» вступят в силу до конца 2014 г.

Согласно предлагаемым поправкам, лимит выплат по автогражданке вырастет со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб. В случае причинения вреда здоровью сумма выплат увеличится со 160 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Лимит выплат по «европротоколу» увеличится с 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Директор Дивизиона «Сибирь» Группы Ренессанс страхование Евгений И считает, что вслед за увеличением лимитов по выплатам должны быть повышены тарифы:

«Положительное решение этого вопроса не простимулирует рынок, но хотя бы оставит этот бизнес рентабельным».

Когда верстался номер, стало известно, что Госдума одобрила повышение стоимости ОСАГО на 25% в течение 1,5 ближайших лет.

Двукратное повышение лимита выплат по «европротоколу» вряд ли затронет новосибирских водителей.

«У нас «европротокол» почти не практикуется", 

отмечает генеральный директор «Сибирской юридической компании» Сергей Карпекин.

5 | Езда по закону

В 2014 г. Госдума России планирует принять закон «Об организации дорожного движения».

Пока смысл этого закона видится довольно смутно. В России появится единый документ, который определит права, полномочия и обязанности участников дорожного движения, введение платных парковок, ограничение въезда в некоторые районы населенных пунктов, будет включать в себя различные меры по борьбе с пробками.

«Законодатели пытаются за счет граждан решить проблемы, которые создали они сами и их предшественники, — комментирует Евгений Митрофанов. — Новосибирские чиновники постоянно говорят о необходимости создания платных парковок, ограничении въезда в центр города. Ежедневно сотни машин увозят на штрафстоянки и бюджет города получает неплохую прибавку за счет денег автомобилистов, оплачивающих штрафы и работу эвакуаторов. Но пусть те, кто это делает, взглянут на Генплан. Там нет и половины построенных в последние годы бизнес‑центров, отелей, ТРЦ».

В качестве примера Евгений Митрофанов приводит площадку на пересечении ул. Ленина и пр. Димитрова, где изначально была запланирована большая парковка. Однако на этом месте выросло очередное высотное здание. Юрист возмущен тем, что обычных горожан назначили «козлами отпущения»:

«Автомобилистов жестко наказывают за то, что они оставляют свои машины на центральных улицах города, а тот, кто в нарушение всех градостроительных норм продавал муниципальную землю под строительство бизнес‑центров, остается как бы ни при чем?!»

Владимир Кириллов добавляет, что ФАР намерена разобраться, почему, вложив в федеральную программу повышения безопасности дорожного движения 54 млрд руб., мы по всей стране получили обратный эффект — количество смертей на дорогах России выросло. На что пошли бюджетные деньги?

6 | База данных

на авто с историей

Соответствующий сервис на сайте ГИБДД РФ начал работать в тестовом режиме в феврале 2014 г.

Концепция авторов идеи состоит в том, что любой человек может узнать историю любой машины в онлайн‑режиме по ее идентификационному номеру (VIN) либо номеру кузова или шасси. Система ищет возможные ограничения, которые не позволяют изменить регистрационные данные авто, в базах различных органов.

Директор официального дилера Hyundai и Suzuki компании «Автомир» Дмитрий Канаев считает, что такой сервис не сможет существенно снизить риски на «диком» авторынке:

«Покупая товар у юридического лица, например у автодилера, вы защищены Законом «О защите прав потребителей», который предусматривает предоставление гарантий и ответственность за качество товара со стороны продавца. При совершении сделки с физическим лицом привлечь к ответственности продавца, если товар окажется «с проблемами», практически невозможно».