Владельцы компании Бизнес Фото Александр и Анна Аксеновы рассказали, почему важно работать с проверенными фотографами, и чем опасно использование фотографий из открытых интернет-источников.
– Расскажите, какие проблемы рождает вопрос защиты авторских прав у пользователей?
Александр: Есть фотографии, которые кочуют с одного сайта на другой, они официально куплены, но на них изображены одни и те же лица, один и тот же типаж – пользоваться такими фотографиями неинтересно, они не придают рекламе уникальности. Причем, что примечательно, этот типаж – не российский, а чаще европейский, американский. Эти снимки просто не могут отразить сути российского бизнеса, потому что ориентированы на другой менталитет! Есть еще фотографии, которые выложены якобы в общем доступе, но они ведь тоже кому-то принадлежат, у них есть конкретный автор, который в один прекрасный момент может спросить, почему его фотографии используются на том или ином ресурсе, и где оплата за это использование? Есть великий соблазн – пользоваться этими «бесплатными» общедоступными картинками, но это очень большой риск.
Анна: К тому же, так теряется уникальность. Например, я помню историю, как в один из годов компании использовали в рекламах своих предновогодних акций одно и то же изображение. Это смотрится очень странно, особенно если это производители товаров, представленных в одном и том же магазине.
– Как компаниям защитить себя от этого?
Анна: Мы знаем случаи, когда люди брали фотографию в открытом источнике, а потом оказывалось, что их выложил совсем не автор фото, а сторонние люди, и фирме приходилось доказывать, что фотография получена законным путем. Иногда компаниям приходится судиться, и это большие финансовые и временные затраты. А также велик репутационный риск. Это особенно актуально для развивающихся компаний: им часто хочется сэкономить, а потом оказывается, что экономии-то и нет – приходится платить дважды, сначала – за изображение, потом – за его незаконное использование. Никакой организации не пойдет на пользу ситуация, когда ее имя фигурирует в скандалах.
Поэтому, когда фирме необходимы для работы какие-то фотографии, есть несколько путей, как их приобрести. Первый – это купить в фотобанках, что чревато использованием такой же фотографии конкурентами.
Второй вариант – сделать фотографию своими силами. И тут, конечно, хорошо, если в штате есть фотограф, но это не всегда целесообразно.
И третий путь – заказать фотографии у профессионала. Основная задача – выбрать компанию-исполнителя. Работая с организацией, а не с частным лицом, при заключении договора вы получаете определенные гарантии. Вероятность изменения сроков выполнения работ сводится к нулю. Рекомендуем работать с организациями, специализирующимися на рекламной фотографии.
Александр: Я могу привести пример, как одна компания, которая занимается продажей одежды, продвигалась через Instagram с помощью своих фото, сделанных «на коленке». Интереса к такой организации было довольно мало. Когда компания сделала серию профессиональных фотографий, в едином стиле, с участием моделей, активность в сети значительно возросла, что привлекло новых клиентов.
– Расскажите о своей компании.
Александр: Мы работаем на рынке уже три года, специализируемся на коммерческой фотосъемке для организаций: рекламная, каталожная, предметная фотосъемка, деловой портрет, имиджевые фото (личный брендинг), производственный и событийный фоторепортаж. Одно из новых направлений – 3D-фотография, планируем развивать фуд-фотографию. В нашей команде – фотографы, дизайнер, ретушеры.
Основная наша цель – чтобы каждая, сделанная нами фотография, помогала развивать бизнес наших клиентов. Наша работа построена таким образом, чтобы минимизировать сроки выполнения работ не в ущерб качеству.
Анна: В то же время, есть нюанс: когда мы не уверены, что сможем предоставить тот результат, который ожидает заказчик (как в случае с фуд-фотографией или 3D-съемкой, которыми мы только начали заниматься), мы готовы сделать тестовую работу, и если людям понравится, то они купят продукт.
– А выполняете ли вы комплексные заказы – от создания картинки до изготовления рекламной продукции?
Анна: Иногда мы делаем комплексную работу – от идеи, до дизайна и распечатки продукции. Такие заказы обычно поступают от компаний, с которыми у нас долгосрочное сотрудничество. Для выполнения заказов «под ключ» мы привлекаем надежных партнеров.
– Как заказчику строить отношения с фотографом в соответствии с законодательством, защищающим авторские права?
Александр: Необходимо обязательно заключать договор с фотографом. В договоре должен быть прописан такой пункт, как передача авторских прав заказчику. Это то, что застрахует вас от многих рисков. Если в кадре присутствует модель, то обязательно нужно заключать с человеком соглашение о том, что он разрешает использование его образа в рекламе. Когда мы привлекаем модель, мы заключаем эти соглашения. Модель передает права нам, а мы уже – заказчику. Еще один момент: нужно обязательно смотреть на то, что выставляется в счете. Там также должна быть прописана передача авторских прав. Это обезопасит заказчика и от плагиата – никто больше не использует уникальное изображение, которое он заказывал для себя. Сразу оговаривайте с фотографом передачу исходных файлов. Надеемся, что наши рекомендации будут полезны для вашего бизнеса.
Спецпредложение от БизнесФото: при заключении договора на фотоуслуги до 25 марта – скидка 10% на все фотоуслуги до декабря 2016 года
Контакты