Эксперт НГУЭУ объяснил, почему паника породила спрос на иностранную валюту.
К.э.н., доцент кафедры Мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Сергей Чирихин
Дело в том, что при подобных неурядицах, имеющих глобальный характер и достаточно неопределенные перспективы разрешения, обычно наблюдается отток капитала в самые тихие и надежные финансовые гавани — США, Европу, Великобританию, Швейцарию. Отток проявляет себя прежде всего в скупке валюты этих стран, что мы и видим в России. Кроме того, существует очень легко наблюдаемое эмпирическое правило: курс рубля в сильнейшей степени определяется мировой стоимостью нефти, которая, опять-таки по причине распространения коронавирусной инфекции, сильно снизилась.
Так что приходится констатировать, что возрастание спроса на валюту — закономерная финансовая реакция наших соотечественников именно на новые экономические риски, связанные с набирающей силу эпидемией. Кроме того, россияне имеют богатейший актуальный опыт прохождения резких социально-экономических изменений, в силу чего довольно мнительны и в существенной степени склонны к паническим настроениям. И это тоже является фактором сложившегося типа реагирования на возможное ухудшение условий проживания в виде накапливания валютных запасов, прежде всего — в форме наличности.
С моей точки зрения, в этом отношении новосибирцы не уступают столичным жителям в финансовой грамотности и ведут себя аналогичным образом. К сожалению, на обозримое будущее (3-4 месяца) оснований для благоприятного изменения ситуации пока не просматривается. Следовательно, спрос на валюту вряд ли будет падать.