Про животных из нашего зоопарка пресса и телевидение рассказывают очень часто, но они ни слова не говорят об их опекунах — это, мол, звучит рекламой. Но если компания помогает, что в этом плохого?
Директор Новосибирского зоопарка Ростислав Шило вспоминает, как в середине 1990‑х, когда финансирование содержания животных было фактически прекращено, сотрудникам зоопарка приходилось рассылать сотни писем различным компаниям с просьбой о помощи. По его словам, «выстреливало» одно письмо из ста, зато с тех пор у зоопарка появились спонсоры, которые до сих пор оказывают помощь в содержании животных. Сейчас у зоопарка 29 спонсоров. С 1997 г. помогает зоопарку ООО «Кока‑Кола», с 1999 г. — «ФинСиб» и «Зап‑СибТранстелеком», с 2000 г. — «Чайковский», «Рембыттехника» и DHL‑Интернешенел. Правда, из более чем 10 тыс. животных в зоопарке лишь около 3% содержится за их счет — на содержание остальных идут доходы от продажи входных билетов и от аренды торговых точек и аттракционов.
Сейчас спонсоры приходят сами — письма Новосибирский зоопарк рассылает редко. Ростислав Шило говорит, что в зоопарке просто не хватает рук, чтобы искать новых спонсоров.
«Компании приходят к нам по разным причинам: у кого‑то символом фирмы является животное, вот и берут его под опеку, другие регулярно водят иногородних партнеров на экскурсии в зоопарк и хотят, чтобы у клеток красовались солидные таблички компании, третьи хотят рекламы, а где‑то руководству просто нравится животное», — рассказывает он.
К сожалению, у зоопарка нет частных меценатов. Часть доходов приносят посетители, перечисляя небольшие суммы на банковский счет или бросая деньги в большой стеклянный куб, который установлен у входа в зоопарк.
«Новосибирский зоопарк — государственное учреждение. Если человек принесет нам наличные деньги, мы не сможем их принять, нужно оформлять договоры, составлять акты о потраченных средствах, вести отчетность», — говорит Ростислав Шило.
Поэтому, если человек хочет помочь зоопарку, то может перечислить средства на благотворительный счет зоопарка. Несколько лет оказывал помощь зоопарку ветеран Великой Отечественной войны Константин Калинин, перечисляя накопленные с пенсии средства (50–80 тыс. руб. в год). По сведениям Ростислава Шило, в Красноярском зоопарке опеку над некоторыми животными взяли состоятельные семьи.
«У нас же частных спонсоров практически нет», — говорит он.
Ростислав Шило уверен, что спонсоров станет больше, если удастся создать культуру благотворительности в регионе в целом, а также государство предоставит налоговые послабления спонсорам.
«Про животных из нашего зоопарка пресса и телевидение рассказывают очень часто, но они ни слова не говорят об их опекунах — это, мол, звучит рекламой. Но если компания помогает, что в этом плохого?» — недоумевает он.
Кроме того, всем спонсорам приходится выделять деньги на животных из чистой прибыли предприятия, эти затраты нельзя включить в налогооблагаемую базу.
«А содержание животных обходится дорого, не каждая компания может это себе позволить, но мы рады и благодарны за любую помощь», — рассказывает Ростислав Шило.
По его мнению, популяризация благотворительности, а также налоговые послабления помогут привлечь спонсоров не только в зоопарк, но и в больницы, детские дома — все госучреждения, которым нужна помощь.
Юлия Светлова