Меню

Руководители новосибирских медцентров и клиник решили изменить закон «О рекламе»

Иллюстрация: ММА

Круглый стол на тему «Реклама медицинских услуг: проблемы коммуникации. Пути решения" прошел 21 марта 2018 года.

Представители: Новосибирское УФАС, СМИ, общественные организации, медицинские юристы, руководители медицинских центров и клиник Новосибирска обсудили, с какими трудностями приходится сталкиваться при продвижении медицинских услуг.

Действующая редакция ФЗ «О рекламе» (статья 24) разрешает рекламу медицинских услуг, но запрещает рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, кроме как на специализированных мероприятиях для фармацевтических и медицинских работников и в специализированных СМИ. Эта часть закона и создает основные проблемы для продвижения медицинских услуг.

Все дело в том, что в законе не разведены понятия «услуги» и «метода». С одной стороны, в Письме Федеральной антимонопольной службы от 25 сентября 2017 г. № АК/65861/17 «О рекламе метолов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации» указано, что при создании контента для рекламы медицинской услуги необходимо руководствоваться Приказом Минздрава №804 от 13.10.2017 г. «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». С другой, название услуг в приведенном перечне совпадает с названием методов, что еще больше усложняет ситуацию. При этом использование словоформы «услуга» не является гарантией того, что ФАС сочтет данную рекламу  рекламой медицинской услуги. По словам Ирины Волохиной, начальника комитета рекламы Новосибирского УФАС России, если реклама рассказывает о свойствах метода, то она признается рекламой метода, а не услуги. В связи с этим, чтобы исключить возникновение спорных ситуаций, которые могут повлечь за собой штрафные санкции, в рекламном материале необходимо описывать характеристики медицинской услуги. Но сами контролирующие органы не могут четко провести границу между описанием услуги и описанием метода. Рекламисты, юристы, маркетологи, медучреждения могут только предполагать, как следует представить медицинскую манипуляцию, чтобы попасть в понятие «услуга».

Или воспользоваться номенклатурой медицинских услуг, как и советует ФАС, если название услуги не совпадает с названием метода. Но в этом случае предлагаемые к использованию названия услуги в большей степени вводят в заблуждение, чем понятно, доступно объясняют потребителю, какую услугу ему предлагают купить. Или для информирования потребителя об услуги-методе можно использовать синоним к названию метода (также совет контролирующих органов). Это позволит уйти от нежелательных рисков. Однако сделать это без ущерба для семантики, понятности, доступности и достоверности рекламы для потребителя опять же невозможно. Да и какой синоним можно подобрать к аббревиатуре УЗИ, чтобы было сразу понятно, о какой услуге идёт речь?!

В ходе дискуссии участники круглого стола пришли к общему мнению, что действующая редакция статьи 24 ФЗ «О рекламе» вызывает больше вопросов, чем даёт ответы. Самое важное ее действующая редакция не защищает интересы потребителей медицинских услуг, скорее, нарушает их.По словам участников круглого стола, существующие ограничения не позволяют информировать потребителей не то что о новых методиках лечения и диагностики, которые позволят комфортнее для пациента, быстрее, с наименьшими затратами решить его медицинскую проблему, но даже о методах профилактики заболевания. Это в то свою очередь идет вразрез с той пропагандой сохранения здоровья и здорового образа жизни, что ведёт государство и, в частности, Министерство здравоохранения РФ.  Именно поэтому Региональная общественная организация «Ассоциация руководителей медицинских организаций Сибири» предложила внести изменения в действующую редакцию ФЗ №38, чтобы реклама методов профилактики, лечения и реабилитации была разрешена повсеместно. Новая редакция пунктов 7,8 статьи 24 «Реклама медицинских услуг» Федерального закона «О рекламе» позволит снять существующие противоречия, сделает рекламу медицинских услуг понятной для потребителя и легитимной.

На сегодняшний день итоговый документ, который будет направлен в законотворческий орган, находиться в стадии подготовки. Его окончательная редакция будет вынесена на обсуждение на ближайшем медицинском мероприятии. Каждая организация, которая готова поддержать данную резолюцию, может ее подписать. Для этого необходимо обратиться по следующим контактам: ovdira@mail.ru, 8-913-939-60-97.