Меню

«Самым козырным считалось выбить точку на Центральном рынке». Новая история первых денег

О том, как зарабатывали будущие бизнесмены в 80-х и 90-х, уже было рассказано много историй. Но что делали студенты начала нулевых, и что их приводило к бизнесу?

Первые деньги директора агентства бренд-коммуникаций «Завод»Анастасии Шастиной

Свои первые деньги я заработала, продавая газету «Комок». Это было летом между 8 и 9 классом. Помню, моя подруга сказала, что работает в банке (курьером), это подстегнуло меня. Ничего себе, школьница, а уже практически банкир! И я решила, что пора начинать свою карьеру. Через объявления в газете нашла вакансию, подходящую как школьникам, так и опытным дельцам. Редакция выдавала на руки любое количество экземпляров и назначала минимальную стоимость за штуку, мы же могли продавать их хоть по цене «Космополитана». Но горькая правда была в том, что это был все-таки не «Космополитан», а «Комок». Целый день мы слонялись по городу и продавали газеты. Устали смертельно. А заработали на пару мороженых. На второй день мы не вышли. Мотивация пропала – оплата была несопоставима с вложенными усилиями. К тому же все, кто хотел купить «Комок», сделали это накануне, в день выхода газеты. Рынок схлопнулся.  

Следующая попытка заработать была в универе. Вслед за сестрой я пошла в промо-акции. В 2001 году они только-только набирали обороты в Новосибирске. И чтобы устроиться, мне нужно было пройти настоящее собеседование, самым стрессовым заданием на котором стало прорекламировать степлер. Сходу. Помню, что вышла я расстроенная, с четким ощущением, что реклама и продажи – не мое. Такой унылой рекламы степлера мир еще не слышал. Однако меня взяли. И первой акцией стала дегустация кофе «Максвелл Хаус». Был такой порошковый кофе, может, и сейчас есть – не знаю. В общем, пошло-поехало: соцопросы по соусам Calve, акции от Procter&Gamble. «Проктер» – это вообще высшая лига! Мечта промоутера. В принципе, ничего не изменилось, для меня и сегодня «Проктер» – высшая лига в рекламе, и сегодня мечта. Тогда они бомбили акции ежедневно, по всему городу, десятки и сотни точек, я работала во всех гипермаркетах (которые, к слову, тоже только-только стали появляться – например, в «Гиганте»), и на Первомайке, и в «Академе». Самым козырным считалось выбить точку на Центральном рынке. Не знаю почему, наверное, там продажа шла бойко, а значит, и время пролетало быстро. Что можно было купить на зарплату промоутера? Косметику, вещи. Помню, как накопила на какие-то очень вожделенные джинсы. Прям love mark. Кажется, бренд Vigoss. До этого все покупалось на барахолке. А тут – невиданный шик и растрата.

Тот промоутерский опыт впоследствии оказался очень полезен. Сегодня я руковожу рекламным агентством и прекрасно понимаю «узкие» места в работе промоутера, я знаю, где у них возникает соблазн схалявить, потому что сама ему подвергалась. Знаю, где потребуется дополнительный контроль. Ну и забавно, что вся моя ранняя деятельность так или иначе была связана с продажами и рекламой, хотя я собиралась связать свою жизнь с журналистикой. С журналистикой не сложилось. Наверное, это все газета «Комок».

Только сейчас задумалась, как можно было назвать газету «Комком»? Это же просто руководство к действию…