Меню

Сергей Карпекин: «Наказывать еще жестче»

Штрафы за нарушение ПДД увеличиваются едва ли не ежеквартально. Законодатели уже всерьез обсуждают не только административную, но и уголовную ответственность за ряд нарушений

Генеральный директор «Сибирской юридической компании» Сергей Карпекин считает, что наказания для нарушителей  надо и дальше ужесточать.

Многие считают, что соблюдение или несоблюдение ПДД, а значит, и количество ДТП зависит не от суммы штрафов, а от культуры вождения. Вы – сторонник кнута или пряника в деле воспитания культуры?

Я сам – водитель и меня, должен признаться, иногда штрафуют. Тем не менее, я за дальнейшее ужесточение ответственности водителей за нарушение ПДД. Считаю, что не может быть никаких реверансов в сторону тех, кто представляет опасность для окружающих.

За какие нарушения, по Вашему мнению, надо наказывать еще жестче?

Есть такой термин – «агрессивная езда», когда человек совершает резкие, непредсказуемые маневры, создавая помехи другим участникам движения. Мне кажется, что русские – абсолютные лидеры по числу любителей агрессивной езды. Рано или поздно такой «агрессор» на дороге совершит ДТП, пострадают невинные люди.

Еще меня как водителя одинаково раздражают те, кто, вопреки правилам, выезжает на загруженный перекресток, и те, кто «рвется с места в карьер», не давая завершить движение. В моей юридической практике был случай: водитель-мужчина совершил столкновение с водителем-женщиной из перпендикулярного потока, которая завершала проезд перекрестка. На вопрос гаишников, как это вышло, он, на 100% уверенный в своей правоте, ответил «так я же на зеленый ехал». Как и прописано в правилах, его признали виновным.

Были в Вашей практике случаи нарушения прав автомобилистов со стороны ГИБДД?

Спорные ситуации чаще всего случаются, когда водителю вменяют нарушение предписаний дорожной разметки, например, пересечение двойной сплошной линии. При этом только сотрудники ГИБДД видят эту самую линию. Лучший помощник в таких делах – видеорегистратор. Меня возмутила внесенная год назад в Госдуму инициатива о запрете видеорегистраторов. Подоплека понятна: видеорегистратор – злейший враг нечестных гаишников и дорожных мошенников, инсценирующих ДТП. Поэтому я как юрист советую установить видеорегистраторы всем автомобилистам. Благо, попытка запрета  этих устройств провалилась.

Вы наверняка бывали в разных странах. Водительская культура везде разная?

Совершенно разная. В Баку, например, водители непрерывно «разговаривают» друг с другом на клаксонах. Но, конфликты, даже если возникают, тут же разрешаются со словами «пожалуйста, дорогой!» В Китае ездят без всяких правил. Причем, все по одной дороге – автомобилисты, велосипедисты, байкеры. Пешеходы, переходя дорогу, даже не смотрят по сторонам. Китайцам удается не давить друг друга только потому, что передвигаются они очень медленно. В Греции, напротив, все ездят быстро. Однако, ни в одной  стране я не видел, чтобы ездили как у нас – постоянно пытаясь доказать друг другу, кто круче.

Практика какой страны в отношении организации дорожного движения Вам кажется наиболее позитивной?

Мои друзья, бывшие по делам в США,  ехали по автобану и стали свидетелями такой картины. Пассажир одной из машин выбросил в окно бутылку. Буквально через пару километров эту машину нагнали и остановили полицейские. Как оказалось, водитель следующей машины, увидев нарушение, сразу позвонил в полицию. Я рассказываю это к тому, что осознание неотвратимости наказания – один из главных  дисциплинирующих факторов. В нашей стране все живут по принципу «авось пронесет». Ну, а что касается штрафов, то у нас они еще не достигли психологического потолка. В Европе, насколько я знаю, штраф за самое незначительное нарушение составляет 100 евро.