Меню

Сибиряки пожаловались на продажи банками других услуг вместо вкладов

За пять месяцев 2018 года — в мае-сентябре — жители регионов Сибирского федерального округа пожаловались в Центробанк на кредитные организации больше пяти тысяч раз.

По данным СГУ Банка России, только 1% от этого количества составили жалобы на навязывание иных продуктов вместо вклада. Однако до мая данные жалобы вообще не выделяли в отдельную категорию.

Жертвами мисселинга — некорректной продажи — чаще становятся те клиенты, которые хотят разместить деньги во вклад, отметили аналитики. Под видом «вкладов с повышенной доходностью» им предлагают другие продукты, не раскрывая рисков и особенностей использования — например, полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).

Как подсчитали специалисты, Рынок ИСЖ остается одним из самых быстрорастущих — премии страховщиков в целом по России за шесть месяцев 2018 г. выросли на 65% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 138 млрд руб. Но вместе с ростом продаж увеличивается количество жалоб на то, что людям навязали страховые полисы вместо банковского вклада, а эти два продукта отличаются: при досрочном расторжении договора ИСЖ можно потерять часть взносов, а сами средства не застрахованы государством, отметили специалисты Банка России.

Со следующего года у Банка России появится право на «контрольные закупки» — сотрудники регулятора смогут проверять в процессе продажи, как банки выполняют законные требования. В первую очередь с помощью этого инструмента будут проверять жалобы на мисселинг, — рассказал заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев.

Также контрольные закупки в банках будут проводить по жалобам на любые навязывания финансовых продуктов. В мае-сентябре 2018 г. сибиряки 661 раз пожаловались на навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ипотечного или потребительского кредитования; больше всего жалоб поступило от жителей Новосибирской (135), Кемеровской (107) и Иркутской (99) областей. На мисселинг — навязывание иных продуктов вместо вклада — чаще всего жаловались жители Кемеровской (12 обращений), Иркутской (10 обращений) областей и Красноярского края (9 обращений), поделились информацией аналитики.