Меню

Как закон изменит бизнес

Иллюстрация: shutterstock

Кризис и утяжеление законодательной нагрузки вынуждают руководителей искать решения для оптимизации расходов, в том числе налоговых, и сохранения бизнеса. Как это сделать, рассказали эксперты.

В конце 2014 – начале 2015 года отечественный бизнес начал жить в новых реалиях – экономических и правовых. Государство последовательно усиливает налоговую нагрузку на бизнес, с одной стороны, и ужесточает налоговый контроль, с другой. Эксперты отмечают рост спроса на помощь в сокращении издержек и взыскании долгов. 

Декларация по НДС поставит бизнес на легальные рельсы

Продолжается борьба с использованием «серых» схем по оптимизации НДС. С этого года компании обязаны подавать декларации по НДС в электронном виде. Данные книг покупок и книг продаж, предоставляемые в составе декларации по НДС, будут сверяться с аналогичными данными, поступившими от всех указанных поставщиков и покупателей. Для обработки такого огромного количества информации была создана Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2). То есть, налоговые органы получили возможность в автоматическом режиме отслеживать все цепочки реализации товаров и услуг, возникновение и размер добавленной стоимости, выявлять расхождения. Практика показывает, что расхождений может быть очень много. По каждому придется представлять пояснения, а это огромная нагрузка на бухгалтерию. По результатам камеральной проверки налоговый орган может отказать компании в вычете НДС. Кроме того, сверх этой суммы могут быть начислены пени и штрафы.

Подписан Федеральный закон (от 22.10.14 № 308-ФЗ) с поправками в Уголовно-процессуальный кодекс об упрощении порядка возбуждения дел по налоговым преступлениям. Ранее следователь мог возбудить уголовное дело только по инициативе налоговых органов (по материалам проверки, направленным в следственные органы), новая редакция это ограничение исключает. Кроме того, расширены полномочия налоговых органов по запрашиваемым документам, осмотру помещений в рамках камеральных проверок, расширены возможности по блокировке счетов налогоплательщиков. Фактически камеральные проверки приравнены к выездным.

Наталья Побойкина, управляющий партнер юридической компании «Туров и Побойкина»:

– Самым острым и актуальным вопросом начала 2015 года с точки зрения налогов стала уплата НДС. Теперь компании в декларации включают информацию о своих контрагентах, суммы покупок и продаж и соответственно суммы НДС. Поэтому вся цепочка начисления и уплаты НДС стала прозрачной. Да, из 1,5млн. деклараций по НДС за I квартал 2015 года в 670 тыс. налоговых деклараций данные поставщиков и покупателей не совпали, и сейчас начнутся камеральные проверки. Да, система работает пока плохо, но это вопрос времени. Поэтому действовать нужно было еще вчера, и рассматривать способы, как снижать НДС законно. И в 60% случаев это возможно. Например, если конечным потребителем товара является физическое лицо, то ему НДС не нужен. Допустим, вы производитель мебели, и продаете ее оптовикам, которые находятся на обычной системе налогообложения, те в свою очередь поставляют ее в магазины,

 где ее физик и берет. Так и нужно разговаривать с оптовиками, чтобы они выстраивали свою систему работы так, чтобы не быть плательщиками НДС (например, упрощенка). Лимиты по упрощенке в 68 млн руб. в год легко обходятся. И все в результате выигрывают. Это относится и к материалам для строительства, и к продуктам, и к отдыху, и к заправкам – в общем, ко всему, что потребляют физики.

http://www.legalsib.ru/


Фото: Наталья Побойкина, управляющий партнер юридической компании «Туров и Побойкина – Сибирь». Источник фото: личный архив Натальи Побойкиной

Эксперты убеждены, большинство «серых» схем исчезнет, как и «обнальные» конторы, поскольку риски нарушения законодательства стали слишком высокими. В этой ситуации бизнесу остается вставать на легальные «рельсы» и искать законные способы оптимизации налогового бремени, например, в области налога на прибыль – здесь у плательщиков осталось пространство для маневров.  

Взыскать долги

По мнению юристов, сложная экономическая ситуация неизбежно повлечет за собой рост потребности в таком инструменте, как банкротство. Число заявлений о банкротстве последовательно увеличивается уже несколько лет, причем значительную их часть подают сами должники и уполномоченные органы.

Кредиторам законодательство о банкротстве сегодня предоставляет целый ряд инструментов. Большинство предпринимателей, отмечают специалисты, даже не подозревают обо всех. Например, конкурсный кредитор в ходе процедуры банкротства вправе оспаривать сделки должника и привлекать к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (руководителя, учредителя). Или, допустим, должник не вернул кредитору порядка 1 млн рублей. Он владел недвижимостью, в несколько раз превышающей долг, и перепродал ее своей же организации. Должник считает, что можно спать спокойно, а кредитор опускает руки, полагая, что уже ничего не сделать. В такой ситуации инструменты банкротства позволяют эффективно и быстро вернуть недвижимость и реализовать ее, чтобы погасить долг.

Кроме того, начало процедуры банкротства позволяет не просто арестовать счет должника, а владеть и распоряжаться всем имуществом и информацией в отношении должника. Также банкротство приводит к запрету на выход из общества, выплату дивидендов и реорганизацию компании должника. Но самым главным преимуществом является возможность привлечения директора или учредителя должника к личной (субсидиарной) ответственности по долгам компании.

Юлия Демидова, директор юридической компании «Подразделение «Д», член НРО «Ассоциация юристов России»:

– Так за что наступает ответственность? Например, когда директор/иное лицо:

- действовал при наличии конфликта между его личными интересами и интересами компании;

- скрывал информацию о совершенной им сделке от участников юридического лица;

- совершил сделку без требующегося одобрения органов юридического лица;

- после прекращения своих полномочий удерживает документы;

- совершил сделку с фирмой-однодневкой и т.п.;

- принял решение без учета известной ему информации;

- не предпринял действий, направленных на получение необходимой информации.

Уверена, настоящая информация будет актуальна для любого руководителя или владельца компании, в одних случаях поможет обезопасить себя, в других поможет взыскать реальные убытки с виновных лиц.

www.uk.podrazdelenie-d.ru


 

Фото: Юлия Демидова, директор юридической компании «Подразделение «Д». Источник фото: личный архив Юлии Демидовой

Быть настороже

Ошибки будут обходиться бизнесу все дороже. Поэтому эксперты призывают компании быть особенно бдительными с документами и их предоставлением в государственные органы. Для решения текущих юридических нюансов (подготовка документов к сделкам, ведение вопросов по персоналу и так далее) лучше иметь штатного специалиста. А для разрешения редких и сложных моментов, связанных, например, с патентным, экологическим, налоговым правом, нужно нанимать специалистов. Так остроактуальной сегодня становится услуга по сопровождению налоговых проверок и урегулированию споров с налоговой инспекцией.

Николай Кутняшенко, генеральный директор ООО «Бизнес Управление 154»:

–В связи со сложной экономической ситуацией в стране компании начинают сокращать расходы и прибегать к услугам «обнальных» контор. Такое сотрудничество в итоге может сильно навредить самой компании, ведь налоговые органы сейчас могут отследить всю цепочку уплаты НДС, они сразу видят, где произошел разрыв, при этом они любят ходить не к «обнальным» конторам, а к их клиентам и им доначислять пени, штрафы и недоимки. В свете последних изменений в законодательстве могут и отправить «в места не столь отдаленные». Уже есть прецеденты.

Сегодня необходимо учиться работать легально, без черных схем оптимизации налогов. Налоги платить надо, но их размер можно уменьшить законными способами (это одно из направлений деятельности нашей компании). Необходимо своевременно отслеживать изменения в налоговом законодательстве. При принятии решения необходимо советоваться с бухгалтером, чтобы на первый взгляд отличное решение не привело к большим проблемам для организации.

 


Фото: Николай Кутняшенко, генеральный директор ООО «Бизнес Управление 154». Источник фото: http://geometria.ru/events/high-life/2014/2/2/753170/pictures/35272830

Важно наладить документооборот, ведь от своевременного поступления документов в бухгалтерию зависит, какая информация поступит руководителю на стол и в какие сроки это произойдет. Для некоторых компаний есть резон передать бухгалтерию на аутсорсинг. Аутсорсинг бухгалтерских услуг может существенно сократить и расходы на бухгалтерию. Отпадает необходимость покупки и обновления дорогостоящего. В аутсорсинговых компаниях постоянно отслеживают изменения в законодательстве и своевременно информируют руководителя о ключевых изменениях, важных для принятия управленческих решений.

http://bu154.ru/about-us/76-intrevyu-s-generalnym-direktorom-ooo-biznes-upravlenie-154.html

Татьяна Глазунова, руководитель группы компаний ROSA’ consulting group:

– Выживать – плохая цель для бизнеса, даже в кризис. Мы не советуем работать с такой целью. Развить, увеличить доходность, сократить издержки, диверсифицировать риски – с такими задачами мы работаем. Причем используем все доступные инструменты. От наиболее понятных – бухгалтерского и юридического аутсорсинга, до более сложных – управленческий консалтинг, бизнес-аналитика, разработка маркетинговых стратегий. Причинить счастье нельзя. Важно чтобы собственник был заинтересован в изменениях и понимал, чего хочет достичь. Тогда милости просим к нам. 

Обсудим, предложим решения, выберем оптимальное. Реализуем. В процессе работы проведем дополнительную диагностику и предложим варианты развития и оптимизаций, опираясь на более глубокое понимание бизнеса клиента. Развитие – процесс итерационный поступательный. Им надо жить.

http://rosacg.ru/services/

 



Фото: Татьяна Глазунова, руководитель ГК ROSA’ consulting group. Источник фото: ГК ROSA’ consulting group

Инфографика:

Директор в ответе за все   

Ответственность за бухгалтерскую, налоговую и кадровую документацию на предприятии лежит на плечах руководителя

Главный бухгалтер привлекается к ответственности только в 5% случаев разбирательств. В 80% за все отвечает директор, в 10-15% директор и главбух делят ответственность пополам.

Источник: «Эффорт».

С 1 января 2015 года декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается поданной.

Источник: ДК

Камеральная проверка теперь фактически не отличается от выездной

Налоговые инспекторы получили полномочия, ранее доступные только в рамках выездных проверок, а именно:

1.         право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры и иные документы, относящиеся к указанным в декларации по НДС операциям;

2.         право осуществлять доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки;

3.         право производить осмотр территорий, документов и предметов налогоплательщиков.

Источник: taxCOACH®

Как застраховать бизнес от проблем с контролирующими органами

1) Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур теперь необязательны для налогоплательщиков, но их целесообразно вести для собственного учета;

2) В целях безопасности лучше перед отправкой отчетности перепроверять данные журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и книг покупок, и книг продаж;

3) Электронную декларацию стоит подавать дней за десять до срока во избежание накладок;

4) Активное взаимодействие с налоговым органом позволит избежать лишних неприятностей. Налоговый орган может производить осмотр территории, помещений, документов и предметов только при выявлении противоречий между сведениями, представленными в декларации налогоплательщиком и его контрагентами, если такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате, либо о завышении суммы, заявленной к возмещению. Поэтому при предоставлении пояснений должностным лицам стоит подчеркнуть, что несоответствия не обусловлены стремлением занизить суммы, подлежащие уплате в бюджет, а вызваны иными причинами, например, контрагент решил заявить вычет в другом квартале.

5) Следует обращать внимание на порядок назначения осмотра и обеспечения доступа на территорию налогоплательщика. Во-первых, постановление о проведении осмотра и об обеспечении доступа должно быть мотивированным. Во-вторых, постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Источник: taxCOACH®