Меню

Скоростной трамвай дойдет до окраин

К 2030 г. в Новосибирске должны построить 120 км линий скоростного трамвая. Из них примерно 30 км появятся в результате реконструкции линий обычного трамвая. Концепцию развития в городе нового вида

Архитектурно-градостроительный совет Новосибирска одобрил концепцию создания скоростного трамвая. Новый вид транспорта будет сочетать линии обычного и скоростного трамвая с организацией пересадочных узлов у станций метро и железной дороги.

К 2030 г. в Новосибирске должны построить 120 км линий скоростного трамвая. Из них примерно 30 км появятся в результате реконструкции линий обычного трамвая. Концепцию развития в городе нового вида транспорта разработал санкт-петербургский «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры» при содействии кафедры электротранспорта НГТУ. Заместитель гендиректора НИПИ ТРТИ Елена Ногова говорит, что создание новой трамвайной сети позволит городу решить несколько острых проблем. Наиболее загруженные сейчас автотранспортом направления будут избавлены от пробок, улучшится транспортное обеспечение отдаленных районов, уменьшится нагрузка автомобилей на городскую улично-дорожную сеть.
При этом обойдется такая сеть городу в несколько раз дешевле, чем строительство станций метро. Затраты на создание 1 км линии скоростного трамвая со всей инфраструктурой составляют около 4 млн евро. Как объясняет Елена Ногова, затраты на сами трамвайные пути относительно невелики, на 1 км пути— примерно 1,1 млн евро. Остальное— расходы на остановки, тяговые подстанции, контактную сеть, новый парк трамваев, а также создание дополнительной полосы для скоростных трамваев на мостах и организацию их приоритетного пропуска на перекрестках.
Проектировщики предложили мэрии развивать скоростной трамвай по четырем направлениям. Первое— от площади Маркса до поселка ОбьГЭС. Второе— от жилмассивов «Родники» и «Снегири» до станции метро «Заельцовская», а затем до будущей станции метро «Волочаевская». Третье— от площади Маркса до аэропорта «Толмачево». Четвертое— кольцевая линия, соединяющая периферийные территории в обход центра города.
Первую в России линию скоростного трамвая создали несколько лет назад в Волгограде. Ее протяженность — 13,5 км. По словам Елены Ноговой, средняя скорость движения (с учетом остановок) по подобным трамвайным линиям— 24-30 км/час. Ничуть не быстрее, чем у обычного трамвая. «Скоростным же его называют потому, что он проходит по особым транспортным коридорам, не пересекаясь с автомобильным транспортом, а значит, не попадает в пробки. У него меньше остановок, длиннее перегоны между станциями. Все это и сокращает время в пути»,— объясняет она. По замыслу проектировщиков, в часы пик скоростной трамвай сможет двигаться по городу с интервалом не более пяти минут. Планируется также создать станции пересадки со скоростного трамвая на метро. Вместе эти два вида транспорта должны создать единый транспортный каркас города.
Михаил Никулин, доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ, добавляет, что скоростной трамвай— экологичный и энергосберегающий вид транспорта. На перевозку одного пассажира скоростной трамвай тратит в 3 раза меньше энергии, чем автобус, и в 10-15 раз меньше, чем легковой автомобиль.
Мэрия еще не определила сроки начала строительства линий скоростного трамвая. На 2011 г. ставится задача начать проектирование первых линий и подготовить обоснование необходимости федеральных инвестиций в этот проект.
Частные перевозчики пока не обеспокоены возможностью появления нового вида транспорта. Очень уж отдаленной им кажется перспектива его создания. «2030 г.— вполне реальный срок для реализации проекта»,— говорит директор компании «Демос-С» Лавора Демидович. «Скоростной трамвай, безусловно, составит нам конкуренцию. Например, если он соединит «Родники» и площадь Калина, то три наших автобусных маршрута точно окажутся ненужными»,— добавляет владелица транспортной компании «Магистраль» Елена Уколова.

Новый транспорт окупится за 15 лет

24-30 км/час
скорость на линиях скоростного трамвая

14-16,2 млрд руб.
потребуется на создание сети линий скоростного трамвая в Новосибирске

15-17,5 лет
срок окупаемости скоростного трамвая

Источник: «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры»