Первые в Новосибирске линии скоростного трамвая мэрия построит в партнерстве с Внешэкономбанком и ЕБРР. Новый вид транспорта свяжет окраины с центром мегаполиса.
Скоростной трамвай в Новосибирске будет создаваться на условиях частно-государственного партнерства, сообщил на прошлой неделе мэр Новосибирска Владимир Городецкий. По его словам, в ближайшие дни мэрия подпишет с Внешэкономбанком и ЕБРР меморандум о сотрудничестве в строительстве первых линий такого трамвая. До конца 2012 г. на средства муниципалитета будет разработано технико-экономическое обоснование проекта строительства. Возможными партнерами по разработке документации и строительству линий мэр назвал московскую компанию АИКОМ и чешскую ОХЛ ЖС.
Владимир Городецкий назвал три приоритетных направления строительства. Южная ветка скоростного трамвая соединит Площадь Маркса и ОбьГЭС, северная пройдет от станции метро «Заельцовская» до жилмассивов «Родники» и «Снегири», западная — от станции метро «Студенческая» до жилмассива «Слынчев Бряг». Общая протяженность первых линий — 39,6 км.
Доцент кафедры «Электротехнические комплексы» НГТУ Михаил Никулин (один из разработчиков концепции) сообщил, что стоимость строительства скоростного трамвая оценивается в 500-800 млн руб. за 1 км. Столь высокую цену разработчик объяснил, в частности, необходимостью строительства новых развязок, поскольку движение скоростного трамвая не должно зависеть от остального транспорта.
По подсчетам депутата горсовета Ивана Сидоренко, ветка от площади Калинина до «Родников» обойдется в 3 млрд руб. «Это десятая часть городского бюджета! Таких денег у муниципалитета нет», — говорит он. По его данным, максимум, что может выделить бюджет, это пара миллионов рублей на разработку проекта. На федеральное финансирование тоже не стоит всерьез полагаться, поскольку деньги приходят с большим опозданием, отметил депутат.
Замдиректора по корпоративному бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Константин Розвезев полагает, что есть три варианта участия банков в подобном проекте. Во-первых, банки могут профинансировать подрядчиков или поставщиков проекта, во-вторых, выступить гарантом по обеспечению обязательств подрядчиков, участвующих в проекте. Еще один вариант — это финансирование эксплуатанта построенных линий при покупке им, например, подвижного состава.
«ВЭБ и ЕБРР не занимаются благотворительностью и не дадут деньги просто так, без процентов на долгий срок», — убежден ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «От заемщиков, скорее всего, потребуют гарантий от государства и/или региона, строжайшего контроля за расходованием средств, а возможно, и выделения доли в проекте», — делает вывод аналитик.
Дмитрий Баранов полагает, что риски для банков все равно остаются, даже несмотря на то, что заказчиком будет город: «Государство, вероятнее всего, окажется платежеспособным заемщиком, но оно может «подставить» банки в другом — излишне долго согласовывать внутри министерств и ведомств выделение этих средств, всячески тянуть с их перечислением, вне зависимости от причин», — добавляет он. И все же, по его мнению, у скоростного трамвая в Новосибирске хорошие перспективы. Примерные сроки окупаемости, по его данным, могут составить 10-14 лет, а если пассажиропоток будет расти более быстрыми темпами, то и 8-11 лет.
Яна Янушевич, Алексей Стрелец