За год на рынке пищевой промышленности в Новосибирске произошли изменения: ушел крупный игрок с «молочного» рынка, упал рынок пива, но «взлетела» колбаса. Что происходит – DK.RU узнал у аналитиков.
19 октября – День работника пищевой промышленности. В качестве поздравления с прошедшим профессиональным праздником DK.RU представляет исследование рынка.
По данным аналитической группы агентства Grinderr, аналитика Анастасия Пурвиньш и директора по маркетингу Ксении Свинцовой, в целом, с начала года производство пищевых продуктов в Новосибирской области уменьшилось на 2,3%.
Мясо
Например, рынок мяса уменьшил производительность на 3,8%. Лидирующие позиции занимают Кудряшовский свинокомплекс (агропромышленный холдинг «КоПИТАНИЯ») и Мясозаготовительный Комбинат Черепановский (Холдинг Российские Мясопродукты).
«В ближайшие несколько лет данный сегмент рынка может вырасти при условии активного участия производителей и области в госпрограммах по импортозамещению. Одной из предполагаемых мер данных программ является стимулирование строительства новых животноводческих комплексов, путем возмещения хозяйствам части стоимости построенных комплексов», – считает Анастасия Пурвиньш.
Как говорят специалисты, Сибирский федеральный округ занимает около 13% российского рынка мясных полуфабрикатов, на Новосибирскую область приходится около 3,5% российского рынка. В 2014 году рынок показал рост на уровне 5%. Основными игроками являются «Сибирский Гурман», «Алекон» и «Торговая площадь». Наибольший рост – 20% – аналитики отметили в 2011 году, после этого темпы значительно снизились.
«В 2013 году рост данного сегмента ожидался на уровне 14-16% в год, однако, в связи с ростом стоимости сырья и ростом цен на мясные полуфабрикаты, а также снижением покупательской способности населения, ожидается замедление темпов роста данного рынка, переключение потребителя на более дешевое мясо птицы. Запрет импорта полуфабрикатов не окажет существенного влияния на рынок, поскольку доля импорта в сегменте в России составляет всего 2,8%. Отрицательное влияние на рынок окажет также падение сегмента HoReCa, на который приходится около 15-20% объемов продаж», – рассказала Ксения Свинцова.
Птица
Количество произведенной птицы, по данным специалистов, в 2014 году увеличилось на 6,5%. Лидеры производства в регионе: Новосибирская и Октябрьская птицефабрики. Их суммарная доля на рынке – около 70%. С большим отрывом следует Коченевская птицефабрика. Однако ведущие производители, помимо поставок продукции на прилавки магазинов, также являются поставщиками сырья для мясоперерабатывающей продукции.
Колбаса
Что касается рынка колбасных изделий, то их производство, посчитали в Grinderr, за 8 месяцев 2014 года выросло почти на 8%. Лидирующие позиции на рынке с общей долей не менее 60% занимают «Сибирская продовольственная компания» (Холдинг российские мясопродукты) и «Торговая площадь».
«В связи с ограничением ввода сырья, себестоимость производства колбасной продукции неуклонно растет. Рост цен на прилавках пока сдерживается. В случае снятия ценовых ограничений можно ожидать переключения потребителя на колбасы более дешевого ценового сегмента, а также на колбасы из мяса птицы, представленные такими брендами как «Рядна», «Октябрьская птицефабрика», «Новосибирская птицефабрика», «Птицефабрика Томская» и прочие», – говорят аналитики.
Рыба
Объемы производства рыбы в Новосибирской области за год выросли на 21,8%, специалисты объясняют это государственной поддержкой отрасли. Главный производитель местной рыбной продукции – компания "Новосибирскрыба". Государственная поддержка рыбоводной деятельности в 2014 году составила около 40 мнл руб.
Молоко
Сегмент производства молочных продуктов показал значительное падение (-20,1%). Главной причиной аналитики считают уменьшение производства молочных продуктов в Новосибирской области из-за закрытия молокозавода Danone-Юнимилк в Новосибирске. Главными производителями остались завод «Сибирское молоко» (ОАО Вимм-Билль-Данн) и племзавод «Ирмень».
«Значительно выросла доля бренда «Зеленый луг» (ООО «Тогучинское молоко»). Также среди местных производителей стоит отметить «Искитимский молзавод», ООО «Ланитис» (бренд Lanita). Для рынка молочных продуктов Новосибирска характерно большое количество Алтайских производителей (Алтайская буренка, Столица молока, Молочная сказка), однако, их доли остаются незначительными. Помимо присутствия в сетях, часть алтайских брендов наращивает присутствие за счет развития сети фирменных отделов», – пояснила Ксения Свинцова.
Крупы и мука
Самое большие показатели падения пищевого производства в 2014 года по муке и крупам, они составили больше 30%. Основной причиной аналитики называют банкротство «Новосибирского мелькомбината №1».
Кондитерские изделия
На рынке кондитерских изделий Новосибирской области стагнация, лидером производства по-прежнему остается шоколадная фабрика «Новосибирская» (Холдинг «Объединенные кондитеры»). Но рынок ждет нового игрока – «Мондэлис Русь», который построит в Новосибирске свой завод.
Хлеб и пиво
На хлебном рынке области – небольшой рост (4,6%). Лидерами остаются ОАО «Новосибхлеб» и ОАО "Хлебокомбинат «Восход».
Рынок пива, по словам аналитиков, падает уже не первый год по всей России из-за повышения налоговой нагрузки и госрегулирования, Новосибирск не исключение: количество производимого в области пива уменьшилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Лидерами по производству пива в НСО остаются завод «Балтика-Новосибирск» и «Сибирская Пивоварня Хейнекен».
«Сейчас рассматривается законопроект о запрете розлива пива в ПЭТ упаковку. Такой закон больше всего повредит производителям местного уровня. В НСО крупнейший производитель пива в ПЭТ упаковке – ООО «Черепановское пиво»», – заключила аналитик.