Меню

Сотни объектов и драйвовая команда – большие планы новой «Пятерочки» в Сибири

Иллюстрация: X5 Retail Group

Генеральный директор федеральной торговой сети «Пятёрочка» Ольга Наумова рассказала о масштабных планах X5 Retail Group в Сибири и о кадровых задачах на рынке фуд-ритейла.

X5 Retail Group в августе 2016 г. вывела на новосибирский рынок обновленную «Пятёрочку». До конца года в столице Сибири будет открыто порядка 25-30 магазинов «Пятёрочка». Одна из крупнейших в России сетей магазинов у дома будет активно осваивать СФО через Кемерово, Новокузнецк и Омск, а впоследствии – Томск и Барнаул. К декабрю 2017 года в округе должно появиться около 150 объектов торговой сети.

Кроме того, в 2017 г. компания планирует построить в Новосибирске распределительный центр площадью 35 тыс. кв. м. Он сможет обслуживать до 500 магазинов. В 2018 г. в СФО появится еще два РЦ, которые разместятся в Омске и Красноярске, а значит, компания продолжит движение на Восток.

Ольга Наумова рассказала, как «Пятёрочка» формирует команду, какие кадры нужны в топ-менеджменте сети, откуда ритейлер берет своих управленцев, как их обучает и с какими проблемами сталкивается на региональных рынках.

Сколько магазинов будет открыто в Новосибирске до конца года и сколько понадобится кадров, чтобы закрыть все необходимые позиции?

 

В самом Новосибирске в 2016 году мы планируем открыть 20-25 объектов, в целом по Сибирскому федеральному округу – 60: следом за Новосибирском будут Кемерово, Новокузнецк и Омск. Наше развитие идет активными темпами, и, возможно, мы не остановимся на этой цифре. До конца года в Сибирском регионе мы создадим как минимум 760 рабочих мест, включая как сотрудников магазинов, так и руководителей.

В торговой сети «Пятёрочка» более 7 тысяч магазинов в шести федеральных округах. Как организовано управление компанией?

 

Система управления децентрализована и предусматривает делегирование множества полномочий управленцам на местах.

В Новосибирске уже сформирована команда Сибирского дивизиона, который будет координировать развитие на территории всей Сибири. В обязанности дивизиона входит и товародвижение, и логистика, и, безусловно, формирование ассортиментной матрицы для магазинов. Также команда дивизиона будет управлять всеми кластерами на территории Сибири. Кластер – это основная бизнес-единица «Пятёрочки», которая объединяет группу из 30-80 магазинов, полностью отвечая за их качество работы, а также открытия новых магазинов. Кластеры создаются в каждом регионе присутствия, при этом в крупных регионах может быть и несколько кластеров – это зависит от количества магазинов на конкретной территории.

Первый кластер появится в Новосибирске, затем – в других городах Сибири. Думаю, что в Новосибирске мы не ограничимся одним кластером, потому что это мегаполис, и у нас есть множество возможностей для развития. В скором будущем управленцы, которые сегодня открывают в Новосибирске первые магазины компании и внедряют стандарты «Пятёрочки» , будут участвовать в реализации аналогичных задач в Кемерове, Новокузнецке, Омске.

А по каким критериям отбираете персонал, какие ценности компании должны разделять эти люди?

 

Продавцам-кассирам, товароведам, менеджменту магазина необходимо позитивное отношение к работе с клиентами. Нам важно, чтобы каждый сотрудник в течение всего рабочего дня, с утра и до вечера, был готов эффективно и приветливо обслуживать наших покупателей. В современном ритейле критично внимание к деталям: сроки годности, внешний вид продуктов, порядок в торговом зале, и так далее. Идеальный сотрудник магазина относится к рабочему пространству, как к своему второму дому, постоянно поддерживая в нём порядок и комфорт для гостей – наших покупателей.

Наши сотрудники также должны быть открыты новым знаниям, например, изучению технологий работы с современным программным обеспечением. В «Пятёрочке» очень высокий уровень информатизации бизнес-процессов, связанных с планированием сбыта, заказом и приёмкой товаров, управлением промо-акциями.

Что касается руководителей, то «Пятёрочка» сегодня – привлекательный работодатель для активных и инициативных профессионалов, которые видят себя во главе больших коллективов людей. Компания уделяет огромное внимание именно ориентации человека на реальное лидерство, чтобы наш менеджер всегда стремился быть номером один по всей торговой сети. У нас сегодня более 100 кластеров, и мне бы хотелось, чтобы и в Новосибирске, и во всей Сибири к нам в команду вливались по-настоящему амбициозные люди, для которых быть в числе лучших – это компромисс, а реальная цель – быть первыми во всём.

Выходя в Сибирь, отдаёте предпочтение местным кадрам?

 

Конечно же, мы стараемся привлекать на работу местных специалистов, которые хорошо разбираются в специфике рынка, знают продукцию местных поставщиков, понимают предпочтения потребителей. При этом мы направляем им в помощь наставников – опытных руководителей из других городов, которые погружают новых управленцев в бизнес-процессы, обучают технологиям современной розничной торговли.

Например, в Новосибирск на помощь местным директорам магазинов мы отправили десант наставников со всей страны. Провели внутренний конкурс на участие в «освоении Сибири», выбрали лучших кандидатов. Теперь у каждого магазина есть наставник, который обучает будущего директора. Важно и то, что те 60 человек, которые будут руководить первыми магазинами в СФО, впоследствии смогут внедрять стандарты современной «Пятёрочки» в новые магазины по всей Сибири.

Насколько в Сибири будет востребована практика привлечения кадров не из ритейла на руководящие должности, а, например, из сферы телекоммуникаций, банков, страхования и прочих рынков?

 

Сегодня фуд-ритейл – это отрасль, которая растет активнее других, а мы, как крупная компания, растем двузначными цифрами. Каждый выбирает для себя, работать на таком активном рынке или нет. Кто хочет «тихую гавань», тот не будет работать в продуктовом ритейле. А действительно амбициозные ребята, которые буквально хотят построить новый мир, будут стремиться оказаться частью команды лидера рынка. Потому что это престижно, это требует усилий, большой работы, каждодневной высокой нагрузки, в том числе эмоциональной. Такой человек реально чувствует, что он, по сути, преобразовывает мир вокруг себя. Это очень важная составляющая для нас.

Сегодня в сфере сотовой связи или, например, в банковском бизнесе, наблюдается замедление темпов роста, происходят сокращения персонала. Поэтому мы с удовольствием берем оттуда тех людей, которые видят, что в их отрасли такого драйва, как когда-то, нет. А они хотят динамики и драйва – и находят всё это в ритейле.

А насколько конкурентоспособными вы считаете себя по отношению к этим отраслям в плане предложения по заработной плате?

 

Мы предлагаем конкурентоспособный уровень зарплат, но базовые оклады – не главное. У нас действует очень хорошая, адекватная результатам, система переменной мотивации, то есть бонусов, которые человек может заработать, если будет выполнять KPI, и уровень дохода у него, можно сказать, неограниченный. Например, план – открыть 60 магазинов в СФО, но если он будет перевыполнен, и удастся открыть 80-100 магазинов, за каждый новый магазин команда, участвующая в этом процессе, получит дополнительное финансовое вознаграждение. Соответственно, если есть драйв и энергия, хочется и удаётся сделать больше, чем ждёт от тебя компания – пожалуйста! Это именно то, что привлекает к нам амбициозных людей с «предпринимательским» духом.

Справка: Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» сегодня – это 7 164 магазина четырех форматов: 250-330 кв. м, 330-430 кв. м, 430-620 кв. м и более 620 кв. м. Чистая розничная выручка компании, по данным ее представителей, во 2 квартале 2016 г. составила 189,4 млрд руб., рост по сравнению с 2015 г.  – 30,6%.