Очередной обзор из цикла рецензий на бизнес-литературу от новосибирского консультанта рассказывает о том, какие лидерские практики теперь в цене, и кто сейчас считается успешным руководителем.
Консультант по управлению, эксперт КГ «Управленческая практика» Олег Руденко
Побеждать и трансформировать — два лейтмотива их многоплановой повестки. Редко хвалят подчиненных, почти не дают «позитивную» обратную связь и не отмечают промежуточные результаты, но при этом создают и управляют успешными организациями, устанавливая новые стандарты в своей отрасли. Они — герои книги Станислава Шекшня, Алексея Улановского и Вероники Загиевой «Руководители-чемпионы. Практики атлетического лидерства». Обсудим, как и в результате чего они достигают такого успеха.
Книга построена по принципу конструктора:
— подробная теория от авторов и объяснение самого понятия атлетического лидерства;
— опросники и тесты для самоидентификации читателя;
— фактические примеры проявления атлетического лидерства (Виталий Савельев из «Аэрофлота», Евгений Касперский из «Лаборатории Касперского», Александр Дюков из «Газпром нефти», Герман Греф из «Сбербанка», а также несколько примеров из зарубежной управленческой практики).
Комплексный подход к изложению материала импонирует, потому что, как правило, у руководителей времени объять необъятное не так много.
Авторы проводят параллели между успехами в бизнесе и спортивными достижениями, находя общее у героев своего исследования и известных спортсменов. Модель спортивных достижений базируется на трех компонентах: атлетические практики (тренировка, соревнование и восстановление); стойкая личность атлета; конкурентная (давление, многозадачность и неопределенность) и поддерживающая (тренеры и группы поддержки) среда. По мнению авторов, она близка к модели атлетического лидерства. Давайте рассмотрим каждый компонент в сравнении.
1. Формирующий опыт.
Полезно в молодом возрасте как заниматься состязательными видами спорта, так и начинать бизнес. Причем в последнем случае важно не иметь отраслевых стереотипов.
2. Ментальная стойкость.
Не бояться выходить из зоны комфорта, концентрироваться на цели вне зависимости от препятствий и внешних раздражителей. Ментальную стойкость составляют: сверхамбиции, страсть, сосредоточенность, хладнокровие, безжалостность.
3. Ментальная адаптивность.
Проактивная любознательность или «стремление к образованию» в течение всей жизни: обучаемость, гибкие ментальные модели.
4. Лидерская повестка.
Потребность руководителя обойти конкурентов и стать лучше себя вчерашнего. Планка поднимается все выше и выше, что способствует поиску путей совершенствования. Важным становится долгосрочный успех, а не краткосрочные победы. Имеет значение международный статус лидера. Но рассмотренные в книге руководители — это лидеры, стремящиеся в первую очередь к положительным изменениям в своей стране.
5. Лидерские практики.
Авторы не принимают различные модели лидерства (от директивного до «шести лидерских стилей»), а также модели лидерских компетенций и способностей. Лидерские практики, по их мнению, — это «устойчивые, повторяющиеся модели и стратегии поведения, применяемые для управления людьми и организациями».
Они выделяют пять лидерских метапрактик:
— «экспедиция за знаниями» — постоянное расширение границ понимания, знаний и навыков, помогающих создать ноу-хау в бизнесе;
— «курс на движущуюся цель» — снижение неопределенности в команде, определение курса и перераспределение ресурсов для достижения главной цели;
— «гибкие лонжи» — предоставление подчиненным свободы в решениях с возможностью отыграть назад ситуацию в случае неверного выбора;
— «в центре внимания» — необходимость подтверждать легитимность своего лидерства и «играть при полных стадионах»;
— «возить, чтобы кататься» — практика взаимодействия с правительством и государством, при которой для того, чтобы «что-нибудь получить, надо что-нибудь конкретное отдать».
6. Результаты.
Ключевые бизнес-показатели — доля рынка компании и прибыльность организации. Однако, по мнению авторов, данные показатели не являются однозначно верными критериями оценки работы лидера. Следует разграничивать текущую деятельность и краткосрочные результаты (от лидера они могут и не зависеть) от создания устойчивого будущего организации.
7. Наследие.
В книге цитируется один из лидеров, с мнением которого авторы согласны: «Всерьез говорить об эффективности лидера можно не раньше, чем через десять лет после его ухода». Наследие измеряется степенью трансформации последователей, компании и бизнес-сообщества в результате воздействия лидера-атлета.
Когда начинаешь анализировать, что происходит со спортсменом после звездной спортивной карьеры, понимаешь, как невелик его выбор: либо «почетные» должности, либо тренерство. В бизнесе же «лидеры-спортсмены» практически не переходят в тренеры и не успевают воспитывать других себе на смену. Это как раз то, что они меньше всего умеют делать.
Я вижу много компаний, собственники которых с некоторыми проявленными признаками «лидерского атлетизма» («я и мой бизнес неразделимы», «я незаменим, и поэтому я буду работать до конца») перестают проявлять ментальную стойкость и адаптивность. В итоге они избегают принятия решений по важнейшим вопросам деятельности организаций. Но при этом бизнес свой никому не передают и не планируют этого делать. В компании их продолжают считать лидерами до какого-нибудь кризиса, который либо заставляет организацию мобилизоваться и прирасти в компетенциях и результатах, либо убирает ее с шахматной доски конкуренции.
Противопоставление разных моделей лидерства и как итог — выбор самой результативной из них — чужды авторам, и в этом я с ними соглашусь. В то же время я не до конца разделяю их восторг от работоспособности (эффективности и результативности) всех предложенных идей, но многие точно возьму на вооружение. На мой взгляд, лидеров-атлетов в нашей ближайшей истории будет не так много. Например, стартаперу сложно стать атлетическим — масштаб не тот. А лидеров средних и крупных организаций, которые оставались бы на плаву в результате накопленных в дефицитные годы «подушки и багажа», становится все меньше. Но пока еще есть задел, современным руководителям важно трансформировать и совершенствовать свои лидерские практики и повестки, становиться результативнее.