Меню

Стартап или стартдаун? Быть или не быть? Григорий Милогулов. Мнение

Директор по коммуникативным проектам и международным связям Технопарка поделился мнением о том, как живется тем, кто создает сегодня новые бизнесы, и зачем вообще нужны стартапы.

«Для чего все это?» — задал я себе вопрос лет пять назад. Ответ пришел гораздо позже, а всерьез в тему довелось погрузиться благодаря Технопарку. Когда я слышу слово «стартап», я представляю перспективы страны, интересное и любимое дело и, естественно, желание заработать, а иначе, правда, для чего он нужен?! Популярность этого слова много говорит о сегодняшнем дне. Думаю, не меньше, чем когда-то выражение «американская мечта». А по сути, это все об одном и том же.

Если и можно где-то узнать о мире стартапов, то непременно в Технопарке. А точнее — в его бизнес-инкубаторе, где не очень понятные обывателю зерна идей попадают в благодатную почву и прорастают. Или нет. Взрастить и не дать погибнуть в начале – это целая наука! В бизнес-инкубаторе (БИ) Технопарка стартап проживает три первых года: из них полтора от него, по сути, требуется поддерживать в себе жизнь и затем еще полтора года давать первые результаты. За все время в БИ поборолись за место под солнцем более 130 компаний. Еще столько же делают это сейчас. Коэффициент выживаемости стартапов примерно 40%. Много это или мало? Зная, как жесток мир под названием «рынок», хочется сказать, что это очень даже неплохо. Правда, по-настоящему мощными брендами в России становятся не более 10% проектов.

А самим стартаперам это зачем? По большому счету, все начинающие инновационный бизнес в инкубаторе делятся на две категории: увлеченные и посвященные.

Увлеченные — нередко новички. Жизнь столкнула их с идеей, они в нее поверили и решили — почему бы и нет? Как любое хобби, на первых порах этот проект денег не приносит, а наоборот — поглощает средства из других источников. Отношение автора к своему проекту чаще всего трепетное, но слегка легкомысленное.

Посвященные, напротив, знают много или почти все о предмете своего стартапа, и, решаясь на него, рассматривают как дело всей своей жизни. С самого начала они четко видят место своего будущего продукта на рынке и знают своих конкурентов. Они отлично понимают, что время – деньги, и активно ищут второе, чтобы не упустить первое. В режиме 24/7 они в поиске разных программ поддержки, а у БИ берут максимум из того, что можно получить, желая при этом получить и то, что нельзя.

Конечно, между этими двумя категориями нет четкой границы. Там, где есть люди, редко есть черное и белое, а секрет успеха, как всегда, в полутонах: нужно суметь сложить пазл из личной мотивации, грамотного совета, правильной поддержки в нужное время и доли везения. И упорно двигаться к цели!

«В движениьи мельник жизнь ведет!» — этим правилом живут не только подопечные, но и сам Технопарк, который реализовался как своего рода стартап, пройдя путь от идеи до работающей модели. Он продолжает меняться, и это заметно невооруженным глазом. Накопленный в бизнес-инкубировании опыт подсказал, например, что нужно более активно использовать проектное сопровождение и наставничество. Тогда стартап будет чувствовать не только институциональную поддержку, но и внимание конкретного человека, будь то проектный менеджер, помогающий с административными процедурами, или ментор — авторитетный в своей области предприниматель, который как никто другой понимает, что значит провести идею от зерна до масштабного успеха.

И еще одно личное ощущение: происходящими сейчас в области бизнес-инкубирования изменениями суждено воспользоваться совсем иному, отличному от нынешнего, поколению предпринимателей. Это сегодняшние школьники и первокурсники, имеющие идею и страстное желание добиться ее реализации, амбициозные и уверенные в себе. Особенно радует, что они вновь по-хорошему патриотичны и верят, что в России инновационный бизнес может быть успешным. 

*Мнение подготовлено специально для эксклюзивного выпуска журнала «Деловой квартал» от 20.11.2017 г. к премии «Человек года».