Меню

Стиратель цифровых следов. Какие профессии будущего нам придется осваивать?

Бухгалтеры, сметчики, библиотекари, экскурсоводы, журналисты, копирайтеры, логисты, билетеры, прорабы — эти профессии находятся в зоне риска и должны будут радикально измениться в ближайшее время.

Генеральный директор компании Selectel Олег Любимов 

 

Человек и труд: параллельная эволюция 

 

Мы по-разному рисуем картинки будущего. Всего через пару десятков лет многое на планете принципиально необратимо изменится. Общий тренд на инновации отразится и на профессиональном развитии. 

 

К специалистам будущего не будет однозначных требований. Простые и повторяющиеся операции уйдут роботам, но останутся востребованными креативность и способность создавать что-то принципиально новое, посмотреть на задачи out of the box, а также все что требует эмпатии и человеческих отношений. Тем, кто смог адаптироваться к новым реалиям, технологии будущего помогут быстрее, лучше и качественнее выполнить свою работу.

 

Уже можно прогнозировать исчезновение одних и полную трансформацию других специальностей. Всемирный экономический форум предсказывает радикальное изменение профессиональной карты мира. В 2018 году соотношение рабочих человеко-часов к машинным составляло 71% к 29%. К 2022 году эти цифры изменятся до 58% к 42%. По прогнозам к 2022 году без работы останутся 75 млн человек, но появится 133 млн. новых ролей, приспособленных к измененным реалиям. 

Бухгалтеры, сметчики, библиотекари, экскурсоводы, журналисты, копирайтеры, логисты, билетеры, прорабы — эти профессии находятся в зоне риска и должны будут радикально измениться в самое ближайшее время. Список расширяется по мере прогресса в разработке новых информационных систем и развития AI. На горизонте 10-15 лет эксперты предрекают уход в прошлое профессиям водителя, курьера и продавца.

Однако параллельно с этим процессом идет обратный — возникают новые профессии, трудно вообразимые еще несколько лет назад. Из интересных специальностей ближайшего будущего, предсказываемых футурологами: специалист по выращиванию искусственного мяса, юрист в сфере беспилотного транспорта, уборщик космического мусора и стиратель цифровых следов. 

Как менялся труд: от ручного к роботам

Глобальные изменения в организации труда происходят не первый раз. В сельском хозяйстве все началось в 17 веке с укрупнения производства. Продолжилось постепенным внедрением механизации, заменившей значительную часть ручного труда, и распространением химических удобрений и препаратов, повысивших урожайность и облегчавших борьбу с вредителями и сорняками. Последовавшее распространение ГМО сортов растений позволило получить еще большую урожайность и при этом отказаться от части химикатов благодаря встроенной защите растений. В результате процент людей, занятых в сельском хозяйстве, в развитых странах за последние 250-300 лет уменьшился с 50-60% до 2-3%. Уехавшие из села в город люди не остались без работы. 

В городах проходили похожие по структуре процессы. В 18-19 веке мануфактурное производство заменили фабричным, ручной труд — машинным. Сегодня Нассим Талеб назвал бы изобретение паровой машины и ткацкого станка «черными лебедями» — инновациями, потянувшими за собой целую цепь процессов. Механизация труда подтолкнула развитие машиностроительной отрасли. Машиностроение подтолкнуло металлургию. Тогда же паровой двигатель поставили на колеса и запустили по железной дороге. Железнодорожное строительство стало массовым, а количество фабрик и заводов выросло в разы. Появились газовые фонари и профессия фонарщика, телеграф и телеграфистки, а на фабриках работали чтецы — прапрадеды Youtube — развлекающие персонал во время монотонной и скучной работы. 

В начале 20 века паровую машину начали заменять на электричество и двигатель внутреннего сгорания. Тогда же появились новые отрасли и профессии — в электроэнергетике, автомобилестроении, нефтяной и химической промышленности. Наступило время, в котором есть высшее образование, газеты, профессии лифтера, пилота и машинистки. И совсем нет кучеров и ямщиков. 

Последняя треть 20 века характеризовалась еще большим снижением потребности в человеческих ресурсах в производственных и сельскохозяйственных отраслях и переходу основной части работоспособного населения в сферу услуг. Повсеместная автоматизация и роботизация кратно увеличили эффективность работы, что привело к тотальному перепроизводству всех товаров и услуг. Все острее стал возникать вопрос не как произвести товары, а как их хоть кому-то продать, правильно спозиционировав, «упаковав» и прорекламировав. Это привело к появлению целой россыпи массовых офисных специальностей: менеджеры по продажам, маркетологи, SMM и SEO-специалисты, блогеры, инфлюенсеры, копирайтеры — список большой и, как и список профессий в зоне риска, постоянно пополняется. 

Важно отметить увеличение скорости изменений. Если сельскохозяйственная и промышленная революция заняли 200-300 лет, то переход к постиндустриальному обществу произошел всего за пару десятков. В будущем можно ожидать, что значимые изменения могут происходить всего за несколько лет. 

Сопротивление изменениям

 

Быстрые изменения нравятся не всем. В истории много примеров того, как не успевающие за меняющейся реальностью люди безуспешно пытались остановить прогресс. Известен пример луддитов 19 века, призывавших ломать машины, забиравшие рабочие места у рабочих. Анти-железнодорожная пропаганда приписывала паровозам непоправимый вред для посевов и скота на территориях, примыкающих к железнодорожным путям. 

В наше время мы повсеместно видим похожие выступления современных луддитов. Одни призывают ограничить исследования в передовых технологиях ИИ и генетических модификаций исходя из потенциальных рисков выхода таких исследований из-под контроля. Другие требуют кардинально снизить экономическую активность (производство, выработку энергии, транспорт, потребление), выдавая за истину крайне спорные доказательства антропогенного фактора в изменении климата и декларируя лозунги про необходимость «отказа от иллюзии бесконечного экономического роста». 

Но если принять во внимание нынешнюю беспрецедентную численность людей на планете и сохраняющуюся огромную скорость роста населения, то становится понятно, что без сохранения и даже ускорения темпов как научного, так и экономического развития, нам будет просто не выжить. Правильнее принять это и думать над тем, как адаптироваться и не оказаться лишними в мире будущего. Не отвергать технологии, а придумывать новые способы их использования для увеличения своей эффективности. 

Особенности рекрутмента

 

Первыми о несоответствии профессиональных запросов бизнеса и имеющихся навыков у специалистов на рынке труда задумались работодатели. Где взять специалистов для новых задач, если их еще не обучили и, судя по состоянию системы образования, не обучат? 

Естественный путь, который многие компании уже сейчас реализуют — это собственные программы обучения молодых сотрудников в рамках программ практик и интернатуры для перспективных студентов, отобранных не столько с точки зрения профессиональных качеств, сколько на основе проявляемой мотивации и умения обучаться чему-то новому. 

Скорее всего, снова обретут популярность корпоративные университеты. Многие компании создадут (а кто-то уже сейчас создает/создал) собственные образовательные юниты с разнообразными программами подготовки новых и переподготовки существующих специалистов для своих кадровых нужд. 

 

Для развития мотивации людей на непрерывное обучение стандартом становятся системы геймификации, превращающие скучный и требующий от людей волевых усилий процесс в увлекательное соревнование с прокачкой персонажей, нахождением ценных артефактов и переходами на следующие уровни, в том числе и карьерные. 

 

Как вписаться в картину будущего

 

Для всех, кто хотел бы профессионального роста в будущем, лучше как можно раньше понять, что образовательные институты не успевают за изменениями окружающего мира. Чтобы обновить учебную программу, академикам нужно зафиксировать новые требования на протяжении определенного времени, затем проанализировать их и разработать новые программы, согласовать, утвердить, внедрить, обучить педагогический состав. В общем, студенты, которые через пять лет закончат университеты, окажутся в мире, где их знания устарели лет на 20.

За время жизни человека мир успеет измениться. Доучиваться и менять специализацию придется несколько раз. Так что, даже если система образования будет кардинально реформирована и лишена указанной выше инертности, все равно можно будет говорить только о подготовке будущего выпускника к его первой специальности. 

Единственный способ получить актуальные знания — взять заботу о собственном образовании в свои руки и не считать школы и университеты единственно верным источником достаточного знания. Почти все нужные материалы есть в интернете — пользуйтесь поисковыми системами и онлайн-курсами. Но также и общайтесь с экспертами из интересующей вас области. Несмотря на обилие информации и учебных материалов, всегда остаются неформализуемые навыки, которые можно перенять только лично у людей, взаимодействуя с ними и наблюдая за их работой.

При здравой оценке происходящего легко заметить, что ничего страшного в мире не происходит — нынешнее поколение людей живет дольше, безопаснее и обеспеченнее, чем в любую предыдущую эпоху, а стремительное развитие технологий и внедрение инноваций открывает неограниченное пространство возможностей перед всеми, кто потрудился это заметить.