Строительная индустрия — ключевой сегмент новосибирской промышленности. На первый взгляд она оправилась от кризиса и хорошо прогрессирует. Но, по мнению экспертов, впереди новый спад производства.
Недавно завод «Бетолекс» запустил в эксплуатацию участок по производству гашеной извести. В Новосибирской области строится сразу несколько заводов по выпуску сухих строительных смесей. Поставляя им сырье, «Бетолекс» получит возможность увеличить объемы производства.
Ожидаемый рост
Наиболее сильным драйвером для роста рынка стройматериалов всегда выступал спрос со стороны жилищно‑строительного комплекса.
«В жилищном секторе объем нового строительства в целом по РФ вырос в 2013 г. на 5,6%, в СФО на 5,1%, — отмечает Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент».
Поэтому, несмотря на общее замедление темпов экономического роста, в течение 2013 г. конъюнктура рынка строительных материалов оставалась достаточно позитивной. Производство целого ряда базовых видов стройматериалов по стране выросло примерно на 5‑10%, продолжает он.
В прошлом году объемы производства ячеистого бетона в Новосибирской области побили все возможные рекорды. По оперативным данным Министерства строительства и ЖКХ, они выросли почти в полтора раза.
«Безусловно, это связано с вводом в эксплуатацию в 2012 г. завода ячеистого бетона «Бетолекс», — заявляет Сергей Сидоренко, советник управляющего партнера компании DSO Consulting.
Однако завод только около 70% выпускаемой продукции реализует в Сибири, остальные 30% уходят в другие регионы РФ.
Прошлый год оказался очень удачным и для завода «Искитимцемент», регион основного присутствия которого также не ограничивается Новосибирской областью. Как рассказывает генеральный директор «Искитимцемента» Владимир Скакун, в 2013 г. завод на 12,3% перевыполнил производственный план.
А кирпич? Забыли!
Зато производство кирпича, популярного в Новосибирской области стенового материала, производимого и обычно реализуемого только здесь, согласно данным министерства, снизилось с 344 млн до 322 млн штук.
По словам экспертов, падение в данной категории стройматериалов ожидаемо. Строительный рынок Новосибирска сместился в сторону эконом‑сегмента.
«Кирпич дороже изделий из бетона, поэтому в эконом‑сегменте его редко используют, — говорит Елена Ермолаева, директор компании RID Analytics. — Кирпич применяется, как правило, как декоративный материал. Нередко в панельных домах местами выкладывают стенки в полкирпича, что позволяет позиционировать дом в более высоком ценовом сегменте».
Поскольку потребителя жилья эконом‑класса мало интересует, из какого материала построен дом, то и спросом у застройщиков пользуются более дешевые материалы.
Под потребности своих эконом‑строек застройщики даже готовы расширить действующие производства и построить новые заводы. Инвестиционный проект завода «КПД‑Газстрой» предполагает организацию производства изделий крупнопанельного домостроения в объёме, достаточном для строительства 150 тыс. кв. м общей площади готового жилья эконом — класса в год. Строительная компания «Энергомонтаж» (ГК «Родник»), ранее приобретавшая строительные материалы на рынке, строит новый завод по производству изделий КПД производственной мощностью 120 тыс. кв. м. Уже в конце 2014 г. планирует начать строить дома высотой 17 и 25 этажей из панелей собственного производства «Первый строительный фонд».
Но снизить стоимость готового квадратного метра строительства, говорят эксперты, такие проекты не позволят. «Скорее всего, они затеваются с целью увеличения прибыли, а также для защиты своих проектов от перебоев с поставками, которые случаются в летний период, когда предприятия стройиндустрии сильно загружены», — считает Елена Ермолаева.
Подсидеть друг друга
С другой стороны, реализация этих проектов может внести хаос в без того сложную ситуацию на рынке сборного железобетона.
«Рынок ЖБИ не консолидирован, — говорит Сергей Сидоренко. — Здесь нет монополистов, и очень высокая конкуренция».
С развитием собственных производств стройматериалов крупными застройщиками многие из существующих заводов стройиндустрии могут быть лишены заказов.
Тем более что для большинства новосибирских предприятий характерны фундаментальные риски.
«Среди них можно выделить дефицит инвестиций в модернизацию, высокую изношенность инфраструктуры и производственных мощностей (в среднем, по экспертным оценкам, 60‑70%)», — говорит Максим Клягин.
С приходом на рынок Новосибирской области федерального игрока — компании «СУ‑155», которая уже озвучила планы по строительству завода по производству ЖБИ в Искитимском районе, мелкие игроки могут быть просто выдавлены с рынка.
Впрочем, и у новосибирских строительных компаний есть шанс потеснить старожилов местной стройиндустрии. Так, до сих пор не ясной остается судьба карьера Борок. В случае его закрытия, все шансы для хорошего старта получит карьер в поселке Горный Тогучинского района мощностью 2 млн т в год. Строительство этого карьера сейчас ведет концерн «Сибирь».
Исключить импорт
Несмотря на то, что в области производятся основные для строительства материалы, доля импорта на рынке все еще довольно высока.
«Около 70% стройматериалов привозится в Новосибирскую область из других регионов, — говорит Майис Мамедов, генеральный директор компании «Первый строительный фонд».
По его словам, дефицит местных стройматериалов — главное, что мешает удешевить жилье, сделать его более доступным для новосибирцев.
«Расходы на строительные материалы и строительно‑монтажные работы составляют около 40‑50% всех затрат в массовом многоэтажном домостроении», — объясняет Майис Мамедов.
В Новосибирской области до сих пор не производятся мягкие кровельные материалы, неорганические теплоизоляционные материалы, керамическая декоративная плитка, линолеум, гипсокартон, стекло. Транспортные расходы оказывают влияние на итоговую стоимость строительства и стоимость готового квадратного метра в частности.
«Себестоимость строительства квадратного метра сегодня составляет 35‑40 тыс. руб., и при таком состоянии стройиндустрии она будет только повышаться», — утверждает Майис Мамедов.
По мнению регионального министерства строительства и ЖКХ, изменить ситуацию на рынке стройматериалов и сократить долю ввозимой продукции позволит строительство соответствующих производств на территории Новосибирской области.
На заводе по производству лицевого кирпича ЛИКОЛОР в январе 2014 г. уже стартовали работы по освоению производства крупноформатного поризованного керамического блока. Компания Металл Профиль запустила в апреле 2014 г. завод по производству трехслойной сэндвич‑панели с минераловатным или пенополиуретановым наполнением. «Главновосибирскстрой» ведет строительство в Промышленно‑логистическом парке Новосибирской области завода по производству теплоизоляционных материалов на основе стекловолокна производственной мощностью 1200 тыс. куб. м в год. Там же в ПЛП будет строить завод теплоизоляционных материалов на основе штапельного базальтового волокна производительностью 70 тыс. т в год и «КПД‑Газстрой». В Новосибирской области планирует разместить свое предприятие «Уральский завод противогололедных материалов».
Но, по словам экспертов, для реализации проектов в сфере стройиндустрии сейчас не совсем благоприятное время.
«Сегодня рынок не растет такими темпами, какие необходимы, чтобы загрузить предприятия на полную мощность, — говорит Сергей Сидоренко. — Значит, у предприятий нет возможности корректировать ценовую политику в соответствии со своими интересами. Поэтому и рентабельность у этого бизнеса отличается от планируемой и сроки окупаемости другие».
Последние, по его словам, составляют от семи лет и более.
Хотя Сергей Карницкий, заместитель директора завода Компании Металл Профиль, считает, что если речь идет о производстве высокомаржинального и востребованного продукта, то экономическая ситуация не имеет принципиального значения. А вот затягивать с реализацией проекта в таких условиях работы действительно не стоит. Впрочем, ранее 5‑7 лет окупить $20 млн, вложенных в строительство своего нового предприятия в регионе, компания и не планирует.
Акционер завода «Бетолекс» Дмитрий Малахов уверен, что на новосибирском строительном рынке хватит места всем. По его словам, выход на региональный рынок сразу нескольких крупных производителей сухих строительных смесей, работающих на местном сырье («Хенкель Баутехник», «Бергауф Марусино», ГК BROZEX) никому не повредит, поскольку каждый работает в своем сегменте. «Благодаря новым заводам цена готовой продукции снизится, а потребление сухих строительных смесей увеличится», — говорит он.
Однако Сергей Сидоренко настроен скептически. По его словам, цель этих стратегических инвесторов — занять долю рынка.