Меню

Светлана Щиголева: «Экономить на кадровых вопросах можно, но нельзя этим увлекаться»

​Светлана Щиголева, генеральный директор компании "БизнесПремиум". Иллюстрация: предоставлено компанией "БизнесПремиум"

На чем и как может сэкономить руководитель в кризис, рассказала генеральный директор консалтинговой компании «БизнесПремиум» в Новосибирске.

Светлана Васильевна, экономия в кризисное время – одна из вынужденных мер практически любого предпринимателя. Как и на чем сейчас экономят бизнесмены?

- Главным трендом сейчас стала экономия на персонале. Многие начали оптимизацию своих расходов с того, что провели чистки рядов и уменьшили траты на сотрудников. Но я хочу подчеркнуть, что перегибать палку в этом вопросе нельзя ни в коем случае. Нельзя увлекаться экономией на персонале. Нужно выработать правильную стратегию, предварительно проанализировав текущую ситуацию: кого-то перевести на неполный рабочий день, с кого-то снять часть обязанностей, какие-то функции передать на аутсорсинг.

Что, по-вашему, можно передать «на сторону»?

- Скажу, опираясь на собственный опыт: в нашей компании, например, нет в штате IT-специалистов. Обслуживание компьютерной и офисной техники мы целиком передали IT-компании, которая оказывает полный спектр услуг в данной сфере. Это и выгодно, и удобно.

Также распространена практика сокращения бухгалтерского штата. Очень часто так бывает, что предприятие раздувает это подразделение. Конечно, есть свои плюсы в том, что каждый отдельный специалист отвечает за отдельное направление бухучета, но в сложные времена это оказывается затратно. Ведь нужно не только платить каждому сотруднику зарплату, но и оплачивать отпуска, больничные, тратить деньги на обустройство рабочих мест и их обслуживание, платить налоги. Все это выливается в круглую сумму.

Поэтому и получается, что дешевле нанять аутсорсеров. Чаще всего компании передают на аутсорсинг бухгалтерию, например, функции главного бухгалтера или бухгалтера расчетной группы. По такой же схеме оптимизируют юридические отделы, кадровые и IT-подразделения.

Кому выгодно обращаться к услугам аутсорсеров: крупным предприятиям или маленьким молодым компаниям?

- Это выгодно и тем и другим. Маленьким компаниям в этом случае не нужно тратиться на дорогостоящего специалиста, а большие предприятия могут грамотно реструктуризировать свою систему, сэкономив немало средств для развития.

Как выбрать себе в партнеры надежную консалтинговую фирму? На что нужно обращать внимание в первую очередь?

- Советую для начала разобраться, какие услуги оказывает та или иная консалтинговая фирма. Ведь все они специализируются на разных направлениях, и даже если компания называет себя универсальной, все равно у нее есть определенный спектр направлений, в которых она лучше.

Далее необходимо искать отзывы о специалистах, работающих в компании. Это поможет понять, какова ее репутация на рынке. Конечно, важно обратить внимание на дипломы и сертификаты экспертов.

Например, наши сотрудники постоянно проходят курсы повышения квалификации и посещают различные семинары, по итогам которых им выдаются соответствующие документы, подтверждающие их профессиональный уровень.

К чему приводит чрезмерная экономия со стороны руководства?  

- Если руководитель ударится в крайности, то просто потеряет ценные кадры. Нельзя повально сокращать штат, нужно грамотно подойти к вопросу. Ведь кризис кончится рано или поздно, а потребность в хороших специалистах, которых сложно заменить, останется.