Мешают ли крупным игрокам рынка фастфуда локальные концепции? Какую стратегию сегодня выбирают «гиганты»? Как KFC строит общение с поставщиками? Об этом и другом — в интервью «ДК».
Директор по развитию Yum! Brands (KFC) по России, СНГ, Центральной и Восточной Европе Татьяна Шаманская рассказала об отношении собственников KFC к франчайзингу как новому пути развития, о социальной ответственности и российской экспансии.
По каким законам сегодня функционирует рынок фастфуда, когда конкурентная среда уплотнилась не только за счет крупных и именитых мировых игроков, но и за счет локальных историй, местных бургерных, делающих ставку на натуральные продукты?
— По данным Romir, темп роста сегмента ресторанов быстрого обслуживания в первом квартале 2018 г. по сравнению с первым кварталом 2017 г. превысил 10%, в то время как общий показатель роста рынка питания вне дома составил чуть более 4%. При этом рестораны быстрого обслуживания занимают всего 3% ресторанного рынка, поэтому нам есть, куда расти, несмотря на достигнутые показатели.
Что касается новых направлений и модных трендов вокруг бургеров: KFC тоже современный бренд, мы тоже следим за тенденциями и реагируем на движения рынка. Например, два года назад мы запустили шеф-бургер, который быстро занял одну из лидерских позиций по объему продаж. Так что мы с удовольствием пробуем что-то новое. Однако я бы сказала, что прямых конкурентов по меню у нас нет, потому что для приготовления блюд мы используем цельное куриное мясо, что редкость для фастфуда.
В каких регионах рынок еще свободен для развития, а в каких становится сложнее расти из-за плотности конкурентной среды? Каковы вообще особенности потребителей в разных регионах России?
— Мы четыре года подряд выдерживали рекордный темп роста — более 100 ресторанов по России и СНГ ежегодно. В этом году надеемся на тот же результат и даже планируем его превысить. Развитие такими темпами дается непросто, мы осваиваем новые территории, и сегодня практически не осталось «белых пятен» — регионов, где бы мы не работали. Среди новых территорий важным фокусом был Дальний Восток, где мы занимаем лидерские позиции среди конкурентов. Не так давно мы усилили работу в ЦФО, где наш бренд был недостаточно представлен, сейчас активно заходим во Владимир и Рязань.
Также прорабатываем северное направление: недавно открылся ресторан в Мурманске, на днях запустили точку в Калининграде (планируем развивать его и дальше), расширяем работу в других городах этого кластера.
Поэтому в первую очередь мы добиваемся правильной концентрации в больших городах, где наш бренд успешен, и нам есть, куда расти. Даже в Новосибирске, где уже работает 18 ресторанов KFC, мы планируем развиваться, открывать новые проекты, в частности, запускать «драйвы» с линией автораздачи — считаем, что такой формат очень удобен для жителей большого города.
Но мы заинтересованы и в малых городах, пробуем разные форматы, подстраиваемся под них. Мы хотим, чтобы больше людей узнали о нас. Больше половины населения России проживает все-таки в малых городах, где у нас сейчас не такой большой охват, как в мегаполисах. Там есть аспекты, связанные с логистикой, с бизнес-моделью, например, сложно обеспечить тот же уровень транзакций. Поэтому мы работаем над новыми форматами, подстраиваясь под нужды конкретного города. Наша задача — максимальный охват.
Что касается потребительского поведения, то в Сибири, например, большой популярностью пользуются баскеты. Где-то потребители больше любят бургеры или сэндвичи, где-то — стрипсы. У нас есть исторически сильные регионы — Сибирь и Юг России, где-то продажи чуть меньше, но они все равно соответствуют нашим планам и стратегии.
Как вы сотрудничаете с производственными компаниями, есть ли собственное производство курицы где-то, или, может быть, планируете открыть? Есть ли постоянные партнеры-поставщики на все города или в каждом городе — свой?
— Мы очень строго подходим к стандартам качества и, соответственно, к выбору партнеров, поэтому стать поставщиком KFC не так просто — стандарты очень высоки. Иногда требуются дополнительные (причем существенные) инвестиции, чтобы производитель смог соответствовать нашим критериям. Поэтому у нас в основном контракты с крупными поставщиками (например, компаниями «Белая птица», «Черкизово», «Троекурово» и т.д.)., которые могут обеспечить нужный нам масштаб работы, ведь мы покрываем всю страну и используем главным образом свежую охлажденную курицу. Если говорить про Новосибирск, то здесь наш партнер — птицефабрика «Октябрьская».
Действительно ли франчайзинг сегодня — лучший вариант развития на рынке общепита, как считают некоторые игроки, или вы не согласны? Расскажите о своем опыте.
— Еще в 2016 г. Yum! Brands, владеющая брендами KFC, Pizza Hut и Taco Bеll, приняла стратегическое решение о том, что основным форматом развития бизнеса будет модель франчайзинга, и поставила перед собой цель увеличить долю франчайзинговых ресторанов с 93% (данные за прошедший год) до 98%. Мы идем в ногу с этим трендом, сейчас находимся в процессе рефранчайзинга своих корпоративных ресторанов. У Yum! в России останется порядка 50 ресторанов, и это та база, благодаря которой мы будем получать обратную связь напрямую от потребителей, тестировать какие-то новинки, инновационные практики. Мы оставляем за собой возможность развивать и пробовать инвестиционные форматы, но основная модель развития будет франчайзинговая. В кластере Россия-СНГ у нас уже около 40 партнеров, которые успешно развиваются, и в этой возможности более гибкого дополнительного привлечения инвестиций залог успеха, ведь наши партнеры — это, как правило, местные предприниматели, которые очень хорошо знают потребителей города, места для размещения ресторанов. Здесь однозначно процесс синергии, и мы в него верим и видим результаты.
Мы считаем наши рекордные темпы роста большим конкурентным преимуществом, потому что они позволяют развивать одновременно очень много масштабных проектов.
Многие рестораторы сегодня говорят о том, что в России не сформирована культура питания, и сегмент фастфуда не дает ее сформировать — чувствуете ли вы какую-то ответственность за поведение потребителя с точки зрения отношения к своему здоровью?
— Важно отметить, что мы используем только свежее цельное куриное мясо, блюда готовятся в ресторане непосредственно перед употреблением гостями. Курица — один из самых популярных и полезных белков. Учитывая, что в нашем меню есть и салаты, нас можно назвать рестораном сбалансированного питания. Безусловно, мы готовим разные блюда, в том числе картофель фри, например, и его употребление — вопрос меры, которую каждый человек для себя устанавливает и регулирует сам.
Что касается культуры питания, то я считаю, что высокие стандарты качества как раз и формируют ее. Чтобы люди понимали, что они едят, мы по всей стране организуем экскурсии на наши кухни, помогая потребителям увидеть своими глазами, как мы работаем, какие у нас технологические процессы.
Какова цель вашего громкого проекта KFC Battle?
— Мы как бизнес осознаем свою социальную ответственность, и KFC Battle, который мы проводим уже седьмой год в России и в том числе в Новосибирске, пропагандирует активный образ жизни, дает молодежи возможность попробовать себя и заявить о себе в разных направлениях — творчестве, спорте. Мы хотим помочь молодым людям реализовать свои таланты и способности и превратить страхи в достижения. В этом наша цель и наша ответственность.