Меню

«Телемедициной будут восхищаться и ненавидеть». Новосибирские эксперты – о будущем клиник

В преддверии конференции «Секреты медицинского бизнеса», которая пройдет в Новосибирске 8 июня, руководители частных медцентров поделились своим видением перспектив развития телемедицины в России.

Весной 2017 г. комиссия правительства России рассмотрела внесенный Министерством здравоохранения проект закона, который признает телемедицину как равноправный инструмент работы врачей и медицинских клиник. Каковы ее перспективы в России, сколько времени потребуется для адаптации врачей и пациентов к этой технологии, какие затраты понесут клиники, решившие заняться консультациями онлайн? На эти и другие вопросы ответили руководители новосибирских медицинских компаний.

Руководитель проекта «Здоровье Mail.Ru» Евгений Паперный:

«То, что проект закона рассмотрен правительством и будет передан на рассмотрение в Госдуму, – очень хороший знак. Это значит, что телемедицина наконец получит официальное признание. И не так важно, каким будет этот закон – в процессе его применения обязательно будут вноситься необходимые поправки. Полагаю, что через 5 лет закрытие больничных, изучение анализов будет оказываться дистанционно практически во всех случаях. Думаю, что и в остальных категориях каждая пятая консультация у врача будет оказываться дистанционно. Использование средства Фонда обязательного медицинского страхования будет варьироваться от региона к региону: где-то с этим губернаторы сразу согласятся, у кого-то понимание неизбежной необходимости сделать этот шаг придет со временем. В Москве телемедицина будет использоваться с энтузиазмом и позволит закрыть около десятка городских поликлиник, снизить затраты на медпомощь. Через несколько лет, глядя на столицу, телемедицину начнут внедрять в регионах с гораздо большим энтузиазмом. В результате значительно улучшатся показатели доступности медпомощи и многие другие формальные метрики. Не исключено, что очный визит станет престижным форматом медпомощи, телемедицину будут считать «медициной для бедных» и не исключено, что какая-то часть населения ее будет ненавидеть. Такое развитие сценария внедрения телемедицины также нельзя исключать.

В целом наш рынок и наши клиенты уже сейчас готовы к потреблению медицинских услуг в режиме онлайн, потому внедрение телемедицины произойдет спокойно, без революционных потрясений. Тем более, реформа здравоохранения в России идет непрерывно, и телемедицина прекрасно вписывается во все новации».

Владелец сети стоматологических клиник «Блеск» Дмитрий Воробьев:

«Рынок телемедицины – это продолжение обычной медицины, и чем она сильнее заинтересована в оказании помощи гражданам, тем больше она развивается. В нашей стране у государственной медицины пока не все хорошо с целями и организацией, много проблем из прошлого. Тем не менее, эта технология уже получила признание, в том числе и у органов власти. Главное достоинство телемедицины – ее доступность, относительно невысокая стоимость затрат на внедрение и обслуживание, возможность оказания качественных медицинских услуг и охват обширных удаленных территорий, которых в нашей стране очень много. На мой взгляд, качественные телеуслуги смогут оказывать только крупные медицинские учреждения, хотя какие-то элементы телемедицины могут быть внедрены у любого медицинского центра. Прежде всего, это развитие облачных хранилищ данных, чтобы из любой точки мира был доступ к карте пациента, снимкам, анализам; также это – обучение сотрудников, контроль состояния пациентов при наличии соответствующих датчиков. Интернет прочно вошел в жизнь наших граждан, они вполне готовы пользоваться полезными сервисами, и услуги телемедицины будут обязательно востребованы».

Директор по развитию группы специализированных клиник «Медлайн» Павел Марухин:

«Телемедицина – это действительно очень интересное направление, и независимо ни от чего телемедицина будет постоянно развиваться. Полагаю, что совсем скоро она будет признана и на государственном уровне, поскольку с учетом расстояний в нашей стране она позволит решить очень много задач. Как только люди оценят ее возможности, поймут, что это удобно, эффективно, позволяет экономить средства и время – они сами будут стимулировать ее развитие. Из проблем, которые надо будет решать – это новые отношения между врачом и пациентом, продажа физически неосязаемой услуги, которую, тем не менее, надо оказать. Такие услуги труднее продавать, чем другие, потому что вопрос стоимости воспринимается достаточно сложно. Но у нас уже есть подобный опыт – клиники ведь постоянно предлагают пациентам различные новшества, и мы будем начинать не с нуля. К тому же, появилось новое поколение людей, которые готовы принимать «виртуальную действительность», и думаю, в первую очередь именно они станут главными потребителями таких услуг. Есть еще и мое личное мнение: если человек нездоров, он гораздо больше других замотивирован на внедрение различных новшеств, технологий, поскольку видит в инновациях решение своих проблем. Поэтому с удовольствием послушаю на конференции «Медбизнес-2017» экспертов, которые уже движутся в этом направлении и смогли добиться ощутимых результатов».

Совладелица сети Центров семейной медицины «Здравица» Наталья Сухарева:

«Считаю, что телемедицина – это совершенно логичное развитие всего рынка медицинских услуг, поскольку доступность ряда специалистов и услуг просто невозможна для удаленных городов, а иногда и для жителей мегаполисов. Переход в онлайн позволяет преодолеть расстояния без лишних трат денег и времени. Государство, пусть очень медленно, но все же движется в сторону признания этого направления. Другое дело, что вопрос сложный и, возможно, придется опытным путем определять, что уместно решать дистанционно, а что необходимо реализовывать оффлайн.

Из особенностей нашей страны я бы отметила невысокий уровень менеджмента во многих клиниках, а в малых городах еще и телекоммуникаций. Но внедрение в любом случае будет поэтапным, так что сначала эти технологии освоят крупные операторы в больших городах, а потом, возможно, присоединятся остальные.

Как мне кажется, сейчас больше не готовы врачи, чем потребители. Их обучение строилось всегда на личном контакте, весь их опыт – об этом. Но наиболее прогрессивные уже видят перспективы и начинают сознавать, какие услуги точно можно перенести в онлайн-формат. Зато рост популярности покупок через интернет, развитие онлайн-банкинга говорят о том, что большинство людей готово пользоваться возможностями современных технологий. Главное – чтобы клиники предложили понятные и безопасные алгоритмы. Скайп и звонки в WhatsApp позволяют вести общение, приближенное к реальности, в том числе проводить визуальный осмотр. По факту это уже делается врачами, просто неофициально и бесплатно. Официальное признание телемедицинских услуг даст гарантии пациентам и позволит получать дополнительную выручку клиникам.

Но возникнет поле этических вопросов. Например, есть запрос на помощь, которую нужно оказывать после личного осмотра, но врача рядом нет. Как поступить: ошибиться при дистанционной постановке диагноза или вообще не оказать помощь обратившемуся больному и получить осложнения или нежелательный исход? Полагаю, это не единственная ситуация, которая потребует выработки новых этических принципов. Но научно-технический прогресс всегда ставит этические вопросы, и они всегда обществом разрешаются.

Еще важно отметить развитие перспективного направления: производство и использование новых медицинских девайсов и приложений для смартфонов, которые позволяют дистанционно считывать необходимые показатели. Это позволит снизить риск ошибочной или недостаточной диагностики. Остается только внедрить их в реальную практику.

Как представителя амбулаторного бизнеса меня больше всего интересует возможность проведения онлайн-консультаций по тем вопросам, где можно обходиться без личного физического осмотра, получение экспертных заключений по сложным случаям у светил федерального и международного масштаба, различные консилиумы. Плюс – возможность обучения врачей без выезда за пределы города. Поэтому на уровне государства необходимо выработать понятные всем «правила игры», а уж вписать в существующую систему новые виды услуг возможность есть».

Конференция «Секреты медицинского бизнеса», организованная компанией «Практика Успеха», пройдет в Новосибирске 8 июня. На ней топ-менеджеры новосибирских медицинских центров и клиник поделятся не только мнениями относительно инноваций и тенденций, но и обсудят и предложат решения проблем повышения эффективности работы медцентров без дополнительных затрат, а с помощью управленческих решений. Эксперты постараются ответить на все вопросы о том, как делается медицинский бизнес.

Источник фотографий: http://medcon.practica-uspeha.ru/