Самые популярные заблуждения предпринимателей о налоговом законодательстве, приводящие к неожиданным развязкам.
Руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Гребнева и партнёры» Регина Бакшун
Предпринимательская деятельность — это не только новые возможности, но и большая ответственность, а также тесная взаимосвязь с налоговым законодательством.
В погоне за успехом бизнесмены зачастую забывают о пристальном внимании к ним со стороны контролирующих органов, а пренебрегая превентивными консультациями юристов, часто оказываются в незавидном положении после заключения казавшихся удачными сделок.
1. Налоговые органы не имеют права проводить выездную проверку в компании, существующей менее 3 лет.
Правомерность проведения выездной проверки не определяется сроком существования организации, а зависит от достигнутых компанией оборотов и совокупности фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства. Налоговые органы могут заинтересоваться вашей деятельностью и через полгода после регистрации юрлица, если компания соответствует критериям, установленным внутренними регламентами.
3 года — это максимальный период (глубина), за который налоговая инспекция имеет право вас проверить.
2. Ликвидация проблемной компании избавляет от всех сложностей, связанных с ней»
Налоговое законодательство позволяет инспекции приостановить ликвидацию компании, если имеются подозрения в нарушении налогового законодательства, совершении налоговых преступлений или мошеннических действий. Кроме того, налоговым кодексом предусмотрены механизмы взыскания налоговых доначислений не только с самой организации, но и с иных зависимых лиц.
3. На допросе лучше говорить, что ничего не знаешь или не помнишь.
Подобный стиль поведения на допросах является одной из фатальных ошибок предпринимателя. В случае с крупным бизнесом возможны ситуации, когда руководитель действительно может быть не знаком с контрагентом. Подавляющее же большинство представителей малого бизнеса знают детали своих сделок.
Например, при обороте компании в 200 млн руб. есть вероятность, что вы не посвящены в детали договора на 50 тыс. Но внимание налоговой, как правило, привлекают те случаи, в которых уже замечен разрыв, и сумма их намного выше чем 50 тыс., а контрагент, по которому предъявляются претензии, не «разовый». Именно в подобных ситуациях ошибочно утверждать, что вы ничего не знаете о заключенном договоре. Напротив, предпринимателю необходимо дать показания, подтверждающие реальность сделки. Если же бизнесмен будет утверждать, что никогда не виделся с контрагентом, не читал договор и не посвящен в его детали, то это натолкнет проверяющий орган на вывод, что предприниматель отнесся к сделке поверхностно, без должного контроля и заинтересованности, не удостоверившись в том, будут ли другой стороной исполнены обязательства, и, более того, не рассчитывал на их исполнение.
Налоговая инспекция не станет тщательно проверять, с кем из партнеров у предпринимателя есть родственные связи.
Каждому юристу известно, какие лица являются взаимозависимыми, контролирующими или аффилированными. Налоговые органы без труда определяют все существующие родственные связи с помощью направления запросов в ЗАГС, привлечения следственного комитета. Даже если предприниматель не состоит с гражданским мужем (женой) в официальном браке и проживает на съемной жилплощади, инспекция правомерным способом установит действительные отношения между ними, в том числе через общего ребенка, запросы арендодателям и т.д.
Предприниматель имеет право работать с тем, с кем захочет. Налоговых органов это никак не касается.
В налоговом законодательстве отсутствует понятие «свобода договора». Инспекция не может без веских оснований утверждать, что бизнесмен был не в праве заключать ту или иную сделку. Тем не менее, налоговый орган проконтролирует, проявили ли вы добросовестность, проверили ли контрагента и чем руководствовались при принятии решения о заключении договора. Сегодня нужно доказывать необходимость сделки, ее экономическую целесообразность и действительное исполнение.
Безусловно, законодательство ставит налогоплательщика в жесткие рамки. Но стремление вести бизнес без оглядки на существующие требования органов изначально ставит предпринимателя в проигрышную позицию. Современному бизнесмену необходимо думать не только о том, как добиться успеха, но и том, как сохранить достигнутое.