Меню

Трибуна: Торговые центры со слабой концепцией станут «музеями»

В начале 2008 г. компания «ван Грааф» заключила эксклюзивный франчайзинговый договор с компанией Peek&Cloppenburg Hamburg, согласно которому мы будем открывать мультибрендовые универмаги одежды для

Торговым центрам придется разработать более четкую концепцию, чтобы выиграть в конкурентной борьбе.

В начале 2008 г. компания «ван Грааф» заключила эксклюзивный франчайзинговый договор с компанией Peek&Cloppenburg Hamburg, согласно которому мы будем открывать мультибрендовые универмаги одежды для женщин и мужчин под маркой van Graaf уровня «средний плюс» известных международных брендов. План развития предполагает открытие 15 универмагов в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. Средний размер универмага — 3 тыс. кв. м. Инвестиции в один магазин — примерно 3,5 млн евро.

В середине лета до нас стали доходить слухи из разных источников о резко ухудшившихся финансовых показателях розничных операторов в сегменте одежды и возможных закрытиях магазинов. Естественно, нас это не могло не заботить как компанию, которая собирается развивать бизнес в этом направлении. Мы решили изучить ситуацию, обсудили ее со многими участниками рынка и сделали из всего массива информации свои выводы.

Нет кризиса — есть слабые концепции магазинов

Действительно, немало операторов испытывают большие затруднения, вплоть до закрытия отдельных магазинов. Такие операторы связывают нынешнее положение в основном с потребительским кризисом, обусловленным ростом цен на продовольственные товары, топливо, инфляцией, большим объемом кредитов у населения и, как следствие, меньшим располагаемым доходом населения. Однако, судя по всему, международные операторы с сильными розничными концепциями, такие как Inditex (Zara, Massimo Dutti, Zara Home и др.), Maratex (франчайзи Esprit, Peacocks и др.), New Yorker и др., не испытывают особых трудностей с выручками и не сворачивают своих планов развития в России. Напротив, новые международные операторы готовятся к выходу на российский рынок. На наш взгляд, никакого кризиса в рознице одежды нет, а ухудшившиеся в среднем финансовые показатели являются следствием конкуренции и заметно выросшего предложения при том же спросе.

Многие магазины станут офисами или складами

В 2007-2008 гг. открылось немало крупных торговых центров хорошего уровня по всей стране, в том числе и в Новосибирске.

Это, безусловно, повлияло на существующие покупательские потоки. Открывшиеся «Мега», «Ройял Парк» и «Сибирский молл» заметно перераспределили потоки покупателей и повлияли на успешность части стрит-ритейла и некоторых торговых центров Новосибирска.

Конкуренция появилась, и она будет усиливаться, причем как между торговыми центрами, так и между магазинами (операторами) в борьбе за деньги покупателей. Уже не любой торговый центр будет успешным, не любой магазин будет зарабатывать деньги. У покупателя появился выбор, и поскольку покупатель рационален, он идет или едет в хороший большой торговый центр, который расположен в удобном месте, с подходящей ему концепцией и набором арендаторов.

На 2009-2011 гг. запланировано открытие более четырех ТЦ площадью от 50 до 100 тыс. кв. м: ТЦ «Аура» (около 70 тыс. кв. м), «Планета» (70 тыс. кв. м), «Городской торговый центр» (около 50 тыс. кв. м), «Каменка» (100 тыс. кв. м) и другие, о которых девелоперы пока не говорят публично.

В условиях усиливающейся конкуренции выиграют сильные и привлекательные для покупателя торговые центры и концепции магазинов.

В перспективе:

1. В Новосибирске появится пара-тройка «музеев» — опустевших ТЦ (таких «музеев» немало в Польше, где 10 лет назад наблюдался бум строительства торговых центров, есть такие прецеденты и в развитых европейских странах).

2. Сложно придется небольшим ТЦ и магазинам со слабыми концепциями и многим магазинам стрит-ритейла (магазинам с хорошей концепцией, расположенным в проходимых местах, жаловаться на недостаток покупателей не придется).

3. Уйдут с рынка слабые игроки. Многие магазины закроются или сменят владельцев.

4. Не исключено, что некоторые ТЦ в обозримом будущем переквалифицируются в офисы или склады (если это позволят конструктивные особенности зданий).

мнение за
Александр Дубровин
директор по маркетингу компании Pelican:
Для компании Pelican во взаимодействии с ТЦ проще решается задача соблюдения формата фирменных торговых точек и привлечения в них покупателей. Польза от совместного развития обоюдная — ТЦ заинтересованы в присутствии игроков, гарантирующих ассортимент, качество и долгосрочное сотрудничество, а мы заинтересованы в ТЦ, умело реализующих свои концепции и привлекающих значительные покупательские потоки. Сейчас ТЦ, особенно крупные, внедряют новую культуру потребления, основанную на комплексном удовлетворении потребностей человека или семьи, выбравшейся за покупками.
ТЦ имеет возможность распределять свои площади между арендаторами, предлагая потребителю все интересующие его товарные группы. В дополнение к товарному ассортименту торговые центры, по сути, становятся местами проведения досуга, собирая на своих площадях такой пул арендаторов, который обеспечивает потребителю и шопинг, и возможность сходить в кино, и развлечь ребенка, и пообедать всей семьей. Отношение покупателя к походу в магазин как к способу проведения досуга увеличивает время нахождения в ТЦ, соответственно, и вероятность совершения покупки. Эта концепция эффективно работает на Западе и сейчас внедряется у нас. Она учитывает психологию покупателя, что должно способствовать генерированию значительных покупательских потоков. Эти покупательские потоки и являются основной причиной того, что марки стремятся в ТЦ, и Pelican — не исключение.

мнение против
Виталий Степин
директор по развитию компании Baden (развивает бутики дизайнерской одежды):
В Новосибирске магазины Sultana Frantsuzova и Evgeniya Ostrovskaya работают как в торговых центрах «Мега», «Ройял Парк», так и в отдельно стоящих магазинах. Мы считаем такое развитие правильным, потому что стрит-ритейл и торговые центры не конкурируют, они нацелены на принципиально разного потребителя. Торговые центры — это магазины выходного дня, туда, как правило, ходят всей семьей. Здесь очень важна развлекательная составляющая — когда женщины ходят по магазинам, мужчины пьют пиво в кафе, а их дети играют на детской площадке. Именно поэтому девелоперы стараются собрать под одной крышей несколько ресторанов, кинотеатры, каток и детскую игровую зону.
В отдельно стоящие магазины ходят в основном занятые люди, часто неженатые. Их время на покупку ограничено, они ориентируются на конкретный бренд. Конечно, в торговых центрах больше покупательский поток, но в стрит-ритейле выше соотношение заходящих и покупающих. Поэтому крупные компании стремятся работать в обоих форматах.
Действительно, в Новосибирске для торговых центров наступили тяжелые времена. Их количество возрастает чуть ли не каждый месяц, торговых площадей уже сейчас больше, чем нужно, при этом покупателей и арендаторов больше не становится. В результате появляется множество центров, которые практически дублируют друг друга. Я считаю, что в этой гонке победит тот, кто предложит четко выраженный концепт и подберет соответствующий пул арендаторов.