В Новосибирске состоялся I Сибирский форум биржевого и финансового рынка, в рамках которого представитель Банка России выступил с докладом о планах регулятора по работе с финорганизациями.
Представитель Банка России Петр Ломакин выступил с докладом под названием «Новая классификация инвесторов на финансовом рынке в рамках совершенствования защиты прав на финансовом рынке».
Приоритетная цель этого проекта, по его словам, – повышение уровня качества жизни граждан, повышение уровня финансовой грамотности, защита прав потребителей финансовых услуг.
Одним из основных мероприятий в рамках защиты прав потребителей является реализация проекта совершенствования систем регулирования на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного уровня.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы на финансовом рынке, были выявлены в ходе обращений в Банк России:
– Недостаточный уровень финансовой грамотности;
– Низкий уровень финансовой дисциплины: граждане, имея небольшое количество сбережений, готовы пуститься в авантюрные мероприятия и потратить деньги, которые откладывали на черный день;
– Упрощенное представление о финансовом рынке и рисках, связанных с инвестированием, нежелание клиента знакомиться с условиями договора, что влечет непредвиденные расходы.
Со стороны же финансовых организаций были выявлены проблемы:
– Непредоставление клиенту адекватной информации о рисках;
– Недобросовестное присвоение статуса квалифицированного инвестора;
– Незаинтересованность посредников в положительном финансовом результате клиента;
– «Торговля мечтой»: агрессивно рекламируя какие-либо инструменты, финансовый посредник не заинтересован в получении конкретной прибыли клиентом.
Почему уходят инвесторы?
«В то же время данная проблема несет риски для наиболее уязвимых групп населения – людей, у которых есть реальные жизненные потребности, и которые больше остальных верят в чудо. В надежде на чудо они готовы отдать последние вложения, в том числе инвестировать заемные денежные средства, и, соответственно, не учитывают связанные с этим риски. В результате происходит разочарование, они теряют деньги, больше не обращаются на финансовый рынок, рассказывают другим, что не стоит инвестировать, и так сарафанное радио формирует недоверие к финансовому рынку в целом. В связи с этим Банком России было решено изменить категорирование инвесторов. Сегодня они разделены на две категории – квалифицированные и неквалифицированные, – но фактически можно выделить три категории», – рассказал Петр Ломакин.
Квалифицированные инвесторы – это лица, отвечающие требованиям, установленным законными нормами и актами. В частности, к критериям относится общая стоимость ценных бумаг, опыт работы в совершении сделок, размер имущества и образование.
Неквалифицированные инвестор – это тот, кто не обладает соответствующими познаниями, навыками и опытом.
В то же время большинство данных критериев, которые позволяют относить физических лиц к категории квалифицированных инвесторов, не являются сами по себе достаточным показателем понимания ими всей сложности финансовых инструментов и связанных с ними рынков. Эти категории также не учитывают способности понимания продуктов, не учитывают инвестиционные потребности клиента и его склонности к риску. При этом есть законодательно установленные ограничения по инвестированию.
В Банк России в связи с этим поступают жалобы, причины которых бывают разными, но к ним относится в частности, то, что неквалифицированным инвесторам доступен перечень сложных инструментов, рискованных предложений, которые ими могут быть не всегда объективно оценены.
Причиной жалоб является непонимание самих рынков – люди инвестируют и несут убытки, которых не могли предвидеть, клиенты не знакомятся с условиями регламента, поэтому посредникам важно доносить до них все в простой и доступной форме.
«В целом текущее регулирование, с одной стороны, ограничивает инвестора, с другой – оно все же не обеспечивает достаточной защиты от рисков, которые клиент не понимает, следовательно – люди не могут реализовать свои инвестиционные потребности. Поэтому они вынуждены заниматься самоограничением в надежде обезопасить свои инвестиции, в связи с чем не пользуются преимуществами финансового рынка. Другие клиенты, наоборот – в надежде на получение высокой прибыли инвестируют в сложные инструменты, риски по которым они не понимают, и, соответственно, теряют сбережения и больше уже не возвращаются на рынок», – поделился опасениями Петр Ломакин.
Как регулировать эту ситуацию?
Во-первых, Банк России предлагает определить новый подход к категорированию инвесторов, чтобы проще было защитить каждую группу. Во-вторых, установить новые требования к порядку предложения клиентам финансовых инструментов, требования к определению инвестиционного профиля клиента, в-третьих, повысить качество информирования инвесторов, а также усилить ответственность финансовых организаций.
Новый подход к категорированию инвесторов:
«Чем выше уровень знаний, тем ниже может быть уровень защиты применен к данному инвестору. Если он обладает достаточным уровнем познаний, здесь можно снизить нагрузку по контролю за действиями финансовых организаций при предложении продуктов и услуг. В то же время критерии по отнесению тех или иных лиц к категориям в настоящее время обсуждаются. – Рассказал Петр Ломакин. В основном эти критерии базируются на наличии навыков и знаний о функционирования рынков. – В то же время нами учитывался и размер сбережений, который сам по себе не дает представления о клиенте как о лице, способном понимать свои риски, но, вместе с тем, он дает понимание того, что клиент в какой-то степени не нуждается в защите – у него есть определенная «подушка безопасности», достаточный размер свободных денежных средств, в связи с чем к такому клиенту могут не применяться определенные инструменты защиты».
Новый подход к категорированию инвесторов подразумевает три категории.
Все лица, у которых отсутствуют необходимые навыки и опыт работы, будут отнесены к неквалифицированным инвесторам. Есть вероятность, что неквалифицированные инвесторы будут разбиваться на отдельные сегменты, в зависимости от уровня денежных средств на банковском счете.
Соответственно, чем выше уровень знаний и навыков у инвестора, тем меньше будет требований к стандартизации продаж данным клиентам. Также проектом предусматривается оставить последнее слово за клиентом, что подразумевает под собой оговорку, в соответствии с которой клиент, будучи не в состоянии понять определенные риски по инструментам, на основании пройденного тестирования, может настоять на их приобретении, и в таком случае брокер должен будет в его интересах приобретать такие инструменты.
«В соответствии с предлагаемой концепцией, квалифицированные инвесторы смогут приобретать более сложные финансовые инструменты, возможно, даже те, которые они не понимают, но только при условии обращения к независимому финансовому советнику, который поможет им разобраться в них. При этом самым главным направлением в категорировании является разделение инвесторов на тех, которые не готовы понести убытки, и тех спекулянтов, которые хотят рисковать. Тем, кто хочет рисковать, мы не можем запретить терять их деньги если они на этом настаивают. Но при условии, что они надлежащим образом уведомлены о соответствующих рисках», – предупредил представитель Банка России.
Важным инструментом в предоставлении инвестору тех продуктов, которые с наибольшей вероятностью принесут ему ожидаемый доход и не допустят убытков, которые он не готов нести, играет инвестиционный профиль. Он может определяться финансовым советником, институт которого предлагается установить и закрепить в законодательстве.
Установить требования к консультантам: они должны не только понимать, к чему могут привести те или иные последствия инвестирования, но также должны уметь разбираться в том, чего его ожидает от них клиент.
Соответственно, ввиду высоких требований к консультантам, мы видим перспективное направление – это использование компьютерных программ. Это будет хорошим решением для ритейла. Робоэдвайзинг позволит сделать услуги инвестиционного консультанта более доступными для широкого круга лиц: более низкие размеры комиссий, доступ к услугам, расширение аналитических возможностей.
Для того чтобы легализовать возможность использования компьютерных программ при определении инвестиционного профиля и инвестиционной стратегии необходимо будет к ним применять определенные требования.
Важную роль при принятии инвестиционных решений играет непосредственно информированность клиента, поэтому предлагается повысить качество информирования клиентов как о характеристиках финансовых продуктов, так и связанных с ними рисках.
«При этом мы предусматриваем дополнительные требования к раскрытию информации (как на уровне стандартов СРО, так и на уровне нормативных актов), предполагается, что усилится контроль, при этом форма подачи информации будет краткой, легко читаемой и понятной. Чтобы повысить наглядность информированности клиентов, предполагается ввести паспорта финансовых продуктов и услуг, в них будут содержаться сведения о характеристиках основных доступных клиенту инструментах, а также – содержаться информация о рисках, которые могут повлечь за собой приобретение таких инструментов, и, соответственно, шкала рискованности, в которой будет указана степень рискованности по основным видам инструментов и услуг», – пояснил Петр Ломакин.
Банк Росси предполагает усилить ответственность финансовых организаций, в зависимости от вида их действий: за неправомерное категорирование инвесторов, за продажу инструментов, не предназначенных для его категории, за совершение необеспеченных сделок, за нарушения в части уведомления о рисках.
При этом предполагается создание специальной комиссии на базе саморегулируемых организаций для контроля за качеством информации. Также предполагается ответственность за неправильное определение инвестиционного профиля, за продажу клиентам инструментов с неприемлемым уровнем риска, в том числе ответственность советника. И также предполагается создание независимого специализированного арбитражного комитета (также, возможно, на базе саморегулируемых организаций) для контроля за соответствием предложения советника продуктов и услуг уровню понимания клиента.