эксперты Наталья Ахонина директор по маркетингу компании «Респект-Офис»Владимир Василюк директор компании «Эргостиль»Валерий Карпунин генеральный директор компании «СибМебельГруп»Светлана Марют
Наталья Ахонина
Владимир Василюк
директор компании «Эргостиль»
Валерий Карпунин
генеральный директор компании «СибМебельГруп»
Светлана Марютичева
Елена Скрыпник
заместитель директора компании «Бюро-мебель»
Наталья Ахонина отмечает, что в последние два года объем рынка ежегодно увеличивался на 15-20%. По итогам 2008 г. из-за кризиса объем рынка остался на уровне 2007 г. Ее прогноз на 2009 г. — сокращение рынка примерно на 50%. По оценке заместителя директора компании «Бюро-мебель» Елены Скрыпник, цены на мебель по сравнению с осенью 2008 г. выросли на 15-30%, а объем рынка в 2009 г. сократится примерно на 30%. «При этом есть сегменты, которые, напротив, растут. В частности, это мебель и оборудование для медицинских учреждений», — говорит Наталья Ахонина.
Мебелью в Новосибирске торгуют около 300 организаций. Кроме собственно мебельных салонов Наталья Ахонина в качестве крупных игроков выделяет ритейлора (IKEA) и девелоперов (торговые центры, в которых значительная часть площадей сдается в аренду продавцам мебели). По ее сведениям, на продаже мебели специализируются шесть торговых центров («Большая Медведица», «Олимпия», «Фараон», «Калейдоскоп», «Практик», «Левобережный»). Генеральный директор компании «СибМебельГруп» (объединяет четырнадцать магазинов, в частности, «Эскадо», «Кухни Хит», «Кухни России», «Дом мебели Новосибирский», гипермаркет кухонь «Панорама») Валерий Карпунин считает, что местный рынок перенасыщен мебельными магазинами: «В условиях кризиса многие из них будут вынуждены закрыться». Некоторые компании уже ушли с рынка. Так, свой новосибирский магазин «Надо мебель» осенью прошлого года закрыл крупный томский производитель мебели «Союз-Т». По мнению Валерия Карпунина, компания не смогла добиться необходимых ей объемов сбыта в городе.
Владимир Василюк считает, что нынешняя ситуация на мебельном рынке сильно отличается от той, что была в 1998 г., потому, что у нынешнего кризиса совершенно иная природа: «Поэтому потребительское поведение населения сейчас совершенно другое. Тогда всю мебель в магазинах скупили. А сейчас людям нечего тратить. Все в кредитах». «Впереди сезонный спад. По статистике, самые плохие продажи бытовой мебели в июне», — предупреждает директор новосибирского представительства компании «Юнитекс» Светлана Марютичева. О том, что мебельный рынок еще не достиг «дна», говорит и Наталья Ахонина.
До кризиса как в офисном, так и в бытовом направлении наиболее интенсивно увеличивались продажи мебели среднего ценового сегмента, а также премиум-класса европейского производства, отмечает Наталья Ахонина. Премиальный сегмент сильно пострадал от кризиса. Еще больше кризис сказался на продажах мебели среднего ценового сегмента. «До кризиса это был самый привлекательный сегмент. Люди стремились покупать более качественную мебель», — вспоминает Светлана Марютичева. «Продажи в среднем сегменте стимулировались потребительским кредитованием и ростом жилищного строительства. Но сейчас многие стройки остановлены, а банки стали осторожнее относиться к выдаче кредитов», — рассказывает Валерий Карпунин.
По словам Светланы Марютичевой, наибольшие трудности испытывают магазины, торгующие по франшизе, так как для них особенно сложно расширять и менять ассортимент. Валерий Карпунин рассказывает, что сейчас спрос сместился в эконом-сегмент. Средний чек в этом сегменте у магазинов, торгующих бытовой мебелью, по его данным, составляет 16 тыс. руб.
Елена Скрыпник отмечает, что продажи офисной мебели сократились сильнее, чем продажи бытовой мебели. По ее словам, многие организации предлагают магазинам, продающим офисную мебель, взять высвободившуюся мебель на реализацию. Владимир Василюк рассказал, что недавно дешево выкупил у одной из девелоперских компаний большой комплект ранее поставленной мебели: «До кризиса мы укомплектовали для нее целый этаж в одном из бизнес-центров. Потом в компании прошло большое сокращение».
Тенденция к удешевлению заметна и в сегменте офисной мебели. «Клиенты стали менее требовательными. Многие готовы покупать мебель для персонала самого низкого качества, лишь бы дешево», — говорит Наталья Ахонина. В Новосибирске даже в бизнес-центры класса «А» компании привозят самую дешевую мебель. Так поступают не только местные компании. «Московские и питерские компании для своих филиалов выделяют скромные бюджеты, не соблюдая принятый в головном офисе стиль мебели», — говорит Елена Скрыпник.
По словам Натальи Ахониной, до кризиса клиенты уделяли больше внимания сервису (интересовались услугами по доставке и сборке мебели, возможностью получить проект расстановки мебели). «Сейчас покупатели дешевой мебели хотят и на этом экономить», — рассказывает она.
В эконом-сегменте крупным торговцам приходится конкурировать с небольшими местными производителями мебели, которых они иронически называют «гаражниками». По мнению Валерия Карпунина, продукция «гаражников» еще долго будет востребована в силу дешевизны. Особенно остро конкуренцию с «гаражниками» крупные торговцы чувствуют, когда участвуют в конкурсах на право поставок мебели госучреждениям. «Мелкие компании демпингуют, а те, кто проводят тендеры, поставлены в такие условия, когда главным критерием является цена», — рассказывает Владимир Василюк.
«Оборот многих компаний до сих пор увеличивался только потому, что рынок был растущим. На падающем рынке продажи достигаются с помощью специальных технологий. Среди компаний, торгующих мебелью в Новосибирске, система продаж есть лишь у IKEA. У местных компаний она еще в зачаточном состоянии», — считает Светлана Марютичева.
По мнению Натальи Ахониной, IKEA открыла в городе новую нишу на мебельном рынке, заняла свободное место — сегмент продаж всевозможной мелочевки (полочек, светильников, фурнитуры). Она полагает, что основные доходы IKEA в городе получает от продаж именно этой категории товаров.
По словам Валерия Карпунина, именно огромный ассортимент недорогих сопутствующих товаров помог IKEA привлечь покупателей. «Местным магазинам невыгодно привозить «мелочевку»: покупать понемногу хлопотно, а взять большую партию — заморозить деньги (поскольку быстро ее не распродашь). Поэтому сложно найти в магазинах книжные полки, этажерки, подставки. Все торгуют диванами, стенками и кухнями», — говорит он.
детали
Дороже всего обходится специализированная мебель
Средний чек в различных сегментах рынка
Специализированная мебель — 500 тыс. руб.
Офисная мебель — 100 тыс. руб.
Бытовая мебель (премиум — 250 тыс. руб., средний — 50-100 тыс. руб., эконом — 15 тыс. руб.)
Источник: «Респект-Офис».