Сколько перевозчиков подключилось к системе, кто и как платит за проезд по федеральным трассам, сколько уже собрано средств, и каковы экономические последствия нового сбора?
Обо всем этом рассказали в пресс-центре ТАСС в Новосибирске руководитель Сибирского обособленного подразделения компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор системы «Платон») Денис Крылов и президент Сибирской Ассоциации Автомобильных Перевозчиков Вячеслав Трунаев.
Напомним, плата за проезд магистральных автопоездов по федеральным трассам взимается с 15 ноября 2015 г. По данным «РТ-Инвест», 95% крупных перевозчиков уже зарегистрировались в системе «Платон» и регулярно платят за проезд по федеральным трассам, с ноября собрано уже 2,5 млрд руб., из которых около 200 млн руб. приходится на Сибирь.
Для расчета платы используются маршрутные карты либо данные бортовых устройств. Грузоперевозчики Сибирского федерального округа используют 15 тыс. бортовых устройств и 250 тыс. маршрутных карт. В настоящее время тариф за проезд по федеральным трассам составляет 1,53 руб. за км, с марта 2016 г. планируется его повысить до до 3,06 руб. А также российских перевозчиков, начнут штрафовать за неоплату проезда, как с иностранных.
Как рассказал Денис Крылов, в Сибири иностранные перевозчики ведут себя «дисциплинированно»: устанавливают бортовые устройства, используют маршрутные карты. Контроль за ними осуществляется с помощью мобильных систем, планируется на территории СФО построить 67 систем стационарного контроля.
Несмотря на то, что перевозчики уже смирились с новой системой и даже исправно платят за проезд, все равно есть проблемы:
«Несомненно, есть прогресс в работе сайта и в целом системы «Платон». Но, к сожалению, не все вопросы до конца отработаны: сайт то и дело «зависает», некоторые бортовые устройства выходят из строя», – рассказал президент СААП Вячеслав Трунаев.
По его словам 2016 год начался для грузоперевозчиков сложно.
«У нас пессимистические настроения. Рынок катится вниз. Сокращается импорт как из Европы, так и из Турции. Внутрироссийские перевозки тоже уменьшаются, так как в стране не развивается производство. На деятельность транспортных предприятий негативно повлияла девальвация рубля. Все компании, входящие в ассоциацию, используют европейскую технику, а с новым курсом валюты затраты на запасные части резко выросли», – пояснил он.
В связи с этим ряд мелких перевозчиков прекращает деятельность, некоторые индивидуальные предприниматели переходят в наемные работники, идут трудиться водителями в крупные компании.
Одним из послаблений для грузоперевозчиков может стать отмена транспортного налога для большегрузных автомобилей. Но, по словам экспертов, это может и не компенсировать расходы перевозчиков на систему «Платон».
Перевозчики намерены дальше бороться за снижение тарифа в системе «Платон». СААП считает, что он не должен превышать рубль за километр. Ассоциация также настаивает на оплате проезда по факту, а не авансом.