Франчайзинг все более плотно входит в нашу жизнь: если три года назад на продажу выставлялись лишь всемирно известные бренды, сейчас продать франшизу готовы как владельцы киосков, так и квестов.
Франчайзинг — достаточно молодое по деловым меркам направление рыночных отношений. В России он начал развиваться в начале 2000-х. В отдельно взятом Новосибирске — около трех лет назад и сейчас набирает определенную популярность, как среди продавцов, так и покупателей.
Для начала стоит пояснить, что такое франчайзинг и чем он отличается от продажи готового бизнеса. Как правило, чаще всего путают именно эти два понятия. Договор по франшизе заключается на определенное время. Бизнес покупается навсегда. Франшиза имеет определенные рамки, условия, плюс вы платите владельцу определенный процент за ваше участие в общей рекламной компании. И это лишь ряд моментов.
По словам Елены Теплицкой, директора компании «Бизнес под ключ», за три года в Новосибирске количество компаний, специализирующихся на продаже франшиз выросло в два–три раза. Согласен с этим мнением и Андрей Ханов, соучредитель и руководитель отдела франчайзинга Home hotel.
«Это направление стало общедоступным. Если раньше франшизы продавали мощные бренды, такие, как Salamander, Lacoste , то сейчас на этот рынок может зайти любой желающий. Отсюда появилось огромное количество пустых предложений. Примерно 90% франшиз — это маленькое предприятие. Его владельцы говорят, что в стоимость франшизы входит работа под нашим раскрученным в регионах брендом. Начинаешь ездить по регионам, смотреть, а это бренда нет», — говорит Андрей Ханов.
Теплицкая считает, что этот рынок стал популярным, однако о цивилизованности говорить еще рано. Среди предложений мало «добросовестных франшиз». Большинство компаний обеспечивают чистоту сделки, правда, никто из них не может дать 100-процентный результат, что бизнес в данном регионе «пойдет».
«Очень много недобросовестных игроков и в некоторых случаях мы даже не рекомендуем покупать франшизу. Я это на собственном опыте поняла. Купила франшизу и в итоге наткнулась на стену непонимания. Была проблема с документооборотом. В итоге компания не могла выслать документы, потом ее представитель вовсе не стал брать трубку. Рисков масса. Вроде и давно на рынке и марка известная, но просто сработал человеческий фактор, непрофессионализм», — продолжила Теплицкая.
Рисков при покупке франшиз немало. Начиная с аренды (если не удалось выкупить площадку), когда по завершении договора арендодатель может расторгнуть контракт и вам придется съезжать с «обкатанного помещения», заканчивая форс-мажором. Были случаи, когда помещения заливало водой и производство останавливалось.
«Основная проблема в том, что на рынке стало много продавцов-рвачей с потребительским отношением к делу. Продают и забывают. Они портят рынок», — заметил Андрей Ханов.
По словам Теплицкой, у компании, дорожащей своим именем, работает серьезный штат экспертов и юристов. Решения по клиентам и покупателям принимается после нескольких этапов согласований.
«Были случаи, когда мы отказывали и покупателю франшиз. Из-за его неопытности. Объясняли, что могут возникнуть проблемы с ведением бизнеса и переориентировали его в другую сторону», — заметила собеседница.
«Минусов» как видите немало. Однако, что же все-таки привлекает потенциальных инвесторов? Во-первых, по мнению, экспертов, это относительно небольшие инвестиции в открытие, в сравнении, если бы вы начинали бизнес с нуля.
«На местном уровне франшизы часто берут «новички» в бизнесе, у которых есть небольшая сумма, даже кредитная. По каким-то соображениям они решили, что с каким-то крупным партнером им будет легче», — продолжила Теплицкая.
Эксперты предположили, что в будущем на рынке франшиз останутся лишь крупные игроки, с удачными «кейсами» и хорошей репутацией среди партнеров. Для остальных, места не будет.