Меню

В новосибирском регионе банки ставят на ритейл

Финансовый ритейл стал приоритетом для новосибирских банков: на поле корпоративных услуг им уже не хватает доходности. Многие банки, нацеленные на частного клиента, уходят в мелкие форматы

В течение последнего года розница стала безусловным приориетом для банков — единодушны опрошенные банкиры. «Дело в том, что в корпоративном секторе доходности уже не хватает, — поясняет директор новосибирского филиала Металлинвестбанка Владимир Зборовский. — После кризиса разжалась пружина отложеного спроса: банки стали кредитовать предприятия по приемлемым условиям, а бизнес нашел ниши для вложения средств и воспользовался кредитами. Сейчас бурного роста на этом поле нет. Доходность обеспечивается развитием розницы, даже у тех банков, у которых традиционно превалировало корпоративное направление».

Розница: акцент на зарплатников

Наибольшую доходность в секторе ритейла обеспечивают нецелевые кредиты, говорят банкиры. «Традиционно самым развитым и большим сегментом банковской розницы являются кредиты наличными, — констатирует директор новосибирского филиала, руководитель дирекции «Сибирь» банка Хоум Кредит Анна Кувшинчикова. — Их доля в общем объеме розничных кредитов составляла по итогам первого квартала 2013 г. 48,7%. Это продукт прост и понятен потребителям, поэтому пользуется большой популярностью».

Конкурируя за клиентов, многие банки значительно смягчили требования к заемщикам, сообщила советник управляющего новосибирским филиалом ЮниКредит Банка по экономическим вопросам Ольга Фадеева. «Если раньше просрочка по прежним кредитам была недопустима, то сейчас многие банки закрывают глаза на просрочку в 30 дней, — комментирует топ‑менеджер. — Смягчены и требования к соотношению суммы взноса и месячного дохода заемщика. Раньше было желательно, чтобы сумма взноса составляла не более 30% от зарплаты, теперь эта планка почти повсеместно поднялась до 60‑70%».

Правда, маржа банков, предоставляющих прозрачные кредиты с честными условиями, уменьшается, отмечает директор по развитию бизнеса Бинбанка в Новосибирске Евгения Бояркина. Но банки стабилизируют доходы с помощью пакетных предложений для заемщиков за абонентскую плату. «Например, клиент получает у нас потребкредит, и за абонентствую плату мы обеспечиваем ему комплекс сервисов: возможность дистанционного регулярного гашения займа, услуги СМС‑информирования, интернет‑банкинг», — уточняет Евгения Бояркина.

«С целью увеличения базы заемщиков по потребкредитам банки делают акцент на направлении зарплатных проектов»,— говорит Ольга Фадеева. Для привлечения клиентов условия здесь становятся все более интересными: в частности все больше банков делают нулевые комиссии за зачисление зарплаты на счет, за снятие средств в банкомате.

Рыночным трендом стало объединение сетей банкоматов разных банков для удобства клиентов. К примеру, владельцы карт УБРиР могут снимать деньги без комиссии в банкоматах Альфа‑Банка. А Райффайзенбанк объединил банкоматные сети с Росбанком и с ЮниКредит Банком. «Зарплатные проекты — один из наших главных приоритетов, — говорит Владимир Зборовский. — Для зарплатников у нас особые условия по потребкредитованию. Надеюсь, что доля заемщиков в числе наших зарплатников будет расти и в идеале доостигнет 50%. А в ближайшее время наша цель довести ее до 30%».

Управляющий по розничному бизнесу новосибирского филиала Уральского банка реконструкции и развития Евгений Ковалев отметил, что для сотрудников организаций, участвующих в зарплатном проекте УБРиР, процентная ставка по кредитам начинается от 12%, что внушительно ниже рыночной планки.

На ипотеку большинство банкиров сейчас не делают особой ставки и прогнозируют серьезное замедление темпов ее роста, набирающих обороты в последний период. По данным ГУ Банка России по НСО за январь‑март 2013 г. заемщиками Новосибирской области получено 3,9 тыс. ипотечных кредитов на сумму 5,8 млрд руб., что на 25% больше, чем годом ранее.

По мнению Евгении Бояркиной, пик роста мы миновали. «Большинство благонадежных и платежеспособных заемщиков кредиты уже взяли, — говорит собеседница. — Кроме того, условия по ипотечным госпрограммам ужесточились. Теперь качество кредитных портфелей может ухудшаться, а просрочка — расти. С учетом этих рисков рентабельность ипотеки по доступным ставкам близка к нулевой. К тому же ипотека — самый трудоемкий для банка продукт. Вероятно, банки (кроме государственных) сейчас перестанут активно наращивать ипотечные портфели».

Бизнес: в ходу гарантии

В продуктовых линейках для бизнеса банкиры отмечают особенную востребованность беззалоговых кредитов. «Самым популярным у бизнесменов среди продуктов нашего банка традиционно остается беззалоговый кредит «ЛОКО‑Лайт», — констатирует директор филиала ЛОКО‑Банка в Новосибирске Марина Гирина.

«Мы готовы кредитовать без залога компании, к которым у нас нет вопросов по их финансовой деятельности, в частности, обладающими производственной базой, — заявляет Владимир Зборовский. — Ставка по таким кредитам для сегмента среднего бизнеса колеблется в районе 13‑14%». Другим продуктом, набирающим все большую популярность с развитием конкурсной системы государственных и частных заказов, банкир назвал банковскую гарантию. Это один из самых низкорисковых продуктов засчет понятной и конкретной цели клиента, пояснил он.

Направление проектного финансирования развивается в Новосибирске в основном в виде вливаний в строительство, утверждают банкиры. И застройщики уже не так пугают кредиторов, как раньше. «Строители, которые выстояли в кризисный период, могут быть надежными партнерами», — уверен Владимир Зборовский.

«Как правило, бизнес выбирает те продукты, которые оперативно одобряются, — рассказывает Марина Гирина. — Скорость особенно важна для малого бизнеса. В частности, для торговцев: когда нужно закупить партию товара и деньги нужны либо сегодня, либо никогда».

Есть и не очень востребованные бизнесом продукты. Ольга Фадеева среди них назвала кредит на приобретение нового оборудования. «Лизинг здесь оказался более конкурентоспособен, — объяснила она. — Риски такого кредитования высоки: чаще всего оборудование импортируется, а значит, возникают сложности с «растаможкой». А еще имущество нередко ввозится по частям, разукомплектованным, и его оформление трудоемко для банка».

Как и к частным клиентам, требования к юрлицам в последнее время смягчаются, говорит Евгения Фадеева. «Если раньше 100% банков, выдавая кредит, требовали от фирмы перевода оборотных средств на свои счета, то теперь этого почти никто не просит, — рассказывает топ‑менеджер. — Кроме того, подавляющее большинство банков для оценки финансового положения компании принимает не бухгалтерскую, а управленческую отчетность».

И Владимир Зборовский подчеркивает, что банки сейчас относятся к корпоративным клиентам не столько жестко, сколько внимательно. «Вместо суровых ограничений, «черных списков», мы используем современные методики, позволяющие выявить подлиную экономическую ситуацию в компании, — комментирует банкир. — Особое внимание уделяем изучению источников возврата кредитов. Детально изучаем контрактную базу заемщика».

А пресс-центр Сибирского банка Сбербанка отмечает, что в последние два года внимание всех банков переключается с сегмента крупного и среднего бизнеса на частных предпринимателей: в этой сфере ранок еще не поделен. Банки смягчают условия для малого бизнеса: в частности, в Сбербанке самым востребованным продуктом у этой категории клиентов является беззалоговый кредит «Доверие», запущенный в 2011 г.

Банкиры придумывают новые продукты

Одним из самых перспективных продуктов банкиры называют кредитные карты. «Сегодня это самый динамичный сегмент розницы, — уверяет Анна Кувшинчикова из Хоум Кредита. — За 2012 г. объем портфеля вырос на 90%. Мы уверены, что в 2013 г. этот продукт будет лидером в портфеле». Использование банковских карт становится все более популярным в России, вторит Марина Гирина. «Условия по картам в банках достаточно стандартны, — поясняет топ‑менеджер. — ЛОКО‑Банк привлекает клиентов льготным (беспроцентным) периодом до 45 дней, который распространяется как на оплату покупок, так и на снятие наличных в банкоматах».

«Приобрести кредитку мы советуем всем, кто берет потребительский кредит: это очень удобный способ взять денег до зарплаты, не занимая у знакомых. Особенно с учетом льготного периода в 50 дней»,— рассказывает пресс-центр Сибирского банка Сбербанка РФ. По данным на 1 мая 2013 г. количество кредитных карт, открытых клиентами Сибирского банка, составило порядка 720 тыс. штук — это почти вдвое больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Банкиры прогнозируют усиление в ближайшем будущем конкуренции в сегменте премиального обслуживания, которым новосибирский потребитель до сих пор не очень избалован. «Сейчас явные преимущества в виде отдельных офисов для VIP‑клиентов имеют в Новосибирске четыре банка — Альфа‑банк, Сбербанк, Русский стандарт и МДМ‑банк, — говорит Евгения Бояркина. — Другие банки, работающие в этом секторе, предлагают только специальные продукты и персонального менеджера, но некоторые из них начинают конкурировать засчет более выгодных условий».

С этим согласна и Марина Гирина: «Выигрывают сейчас те банки, которые предлагают клиентам высокое качество обслуживания на специальных условиях. В ЛОКО‑банке есть пакетный продукт, включающий премиальное обслуживание и более выгодные условия по ключевым розничным продуктам. При этом клиентам, разместившим депозит на сумму свыше 1 млн руб., пакет предоставляется бесплатно».

Евгения Кузьмина