Асхат Багаутдинов заместитель директора компании «ИТ-Сервис» Мы вообще не берем кредиты — наш бизнес построен на четком соблюдении балансов всех уровней, поэтому банковский кризис на нас никак не
Асхат Багаутдинов
заместитель директора компании «ИТ-Сервис»
Мы вообще не берем кредиты — наш бизнес построен на четком соблюдении балансов всех уровней, поэтому банковский кризис на нас никак не отразился. В нашем деле основной капитал компании составляют кадры, а не деньги. А финансовый кризис нам, скорее, помог — он вызвал рост потребительских цен, а стоимость нашей продукции и услуг осталась неизменной. Наши услуги стали более доступными.
Александр Михайлов
директор компании «Союз-10»
Отчасти да, труднее. В последние месяцы строим за счет собственных оборотных средств. Нам удалось договориться с одним из банков о проектном финансировании строительства жилого дома. Другими словами, это целевой кредит. Договорились еще в декабре, но из-за затянувшейся процедуры регистрации объекта незавершенного строительства финансирование до сих пор не началось. Так что, пока мы вложили в этот объект 300 млн руб. собственных средств.
Евгений Бурденюк
директор компании «Отелит»
Проблематично было получить кредит в начале года, но теперь — нет. Процентные ставки за последние несколько месяцев выросли в среднем на 15%, но для нас это не столь существенное увеличение. Не так давно мы получили кредит на развитие бизнеса — строительство магазинов модульного типа и покупку нескольких небольших торговых объектов. Отмечу, получить ипотечный кредит в конце 2007 г. мне стоило куда больших усилий, чем кредит для предприятия.
Дмитрий Фирсов
генеральный директор компании «Феррум»
Получать не стало сложнее, но вот обходятся они нам теперь дороже, чем до финансового кризиса. Дело в том, что из-за кризиса банки повысили ставки по кредитам предприятиям в среднем на 3%. Мы не меняли банки-кредиторы, все равно ставки повысили все: кто-то больше, кто-то меньше. Отказаться от кредитов мы не можем. Они нужны нам для пополнения оборотных средств. В результате из-за удорожания кредитов наши издержки увеличиваются, а доходность сокращается.
Игорь Старков
генеральный директор компании «Автостарт»
Нет, труднее не стало. Конечно, из-за мирового финансового кризиса ряд банков повысил ставки по кредитам. Но из наших банков-партнеров так поступил только один. Отчасти нам стало даже легче кредитоваться. Дело в том, что в начале этого года нам, как официальному дилеру Chrysler, открыл кредитную линию «Мерседес-Бенц Банк Рус» (дочерний банк автоконцерна DaimlerChrysler). Это целевая кредитная линия на покупку автомобилей. Своим дилерам банк открывает ее на льготных условиях.
Светлана Сваровская
директор компании «Изикар»
Количество банков, готовых кредитовать предприятия на покупку аукционных авто, снизилось. Сейчас этим занимаются только два банка. На мой взгляд, теперь многие банки меняют условия кредитования в сторону усложнения и ужесточения не от хорошей жизни. Это просто борьба с «невозвратами». Несмотря на то что привлекать кредиты всегда было непросто и требовался большой список документов для их предоставления, у нашей компании не было и нет проблем с проверками.
Александр Крымко
генеральный директор компании «Атон»
Безусловно, труднее. Если еще в прошлом году банки кредитовали строителей под 13%, то сейчас ставки повысились практически в полтора раза — до 18%. Столь высокие ставки отрицательно сказываются как на темпах строительства объектов, так и на объемах строительных работ. Компании, в том числе и мы, «выкручиваются» кто как может — в частности, мы используем собственные оборотные средства, пытаемся задействовать альтернативные источники финансирования.