Меню

Василий Ожередов: Городу нужен креативный класс

Cуществуют разные взгляды на то, каким должен стать Новосибирск в ближайшем будущем. Его представляют и как большой универсальный магазин, и как мультимодальный узел. Сейчас у каждого города есть


Cуществуют разные взгляды на то, каким должен стать Новосибирск в ближайшем будущем. Его представляют и как большой универсальный магазин, и как мультимодальный узел. Сейчас у каждого города есть своя модель развития, все ищут для себя какую-то изюминку, идет даже соревнование между городами. И это правильно— потому что без такой изюминки город заметно проигрывает.

 
Для Новосибирска очень актуальна тема, которая недавно была озвучена президентом: укрупнение городов до агломераций. Действительно, а что делать, если прогресс идет в этом направлении? Мы видим, как талантливые, предприимчивые люди покидают села, малые города и переезжают в крупные мегаполисы, из них— в столицы, из столиц— за границу. По сравнению с другими Новосибирск в этом плане имеет базовое преимущество. Он уже реально стал агломерацией, причем одной из крупнейших в стране, вобрав в себя города-спутники и предоставив наибольшие возможности человеку для интеллектуального и культурного развития.

Но чего не хватает сибирскому городу при любом сценарии развития? Солнца. Летний период— короткий, остальное время— грязь, слякоть, снег Серые тона в городском пейзаже можно компенсировать яркими красками: например, большими панно, фресками на фасадах домов. Что нам мешает украсить любую пятиэтажку какой-нибудь яркой фреской? На Западе многие подобные нашим «хрущобы» по-другому смотрятся за счет фасадов и отделки декоративными металлическими конструкциями. Там это сделано с любовью, что очень меняет облик городской среды.

 
На мой взгляд, нашему городу сегодня необходим именно такой подход в развитии, чтобы все создавалось и строилось с любовью, творчески, ярко, необычно. Чтобы каждый мэр стремился оставить после себе нечто уникальное— как Центр Помпиду в Париже. В последние 20 лет Новосибирск развивался хаотично: отстраивался так, как требовала наша сумбурная жизнь в 90-е, 2000-е годы. И в этом нет ничего плохого. Просто жизнь потребовала, чтобы появлялись офисы, торговые помещения, которых не хватало. Но после материального насыщения, как известно, наступает потребность в духовной пище.

Вот почему, на мой взгляд, главной чертой современной агломерации должно стать наличие креативного класса. Это понятие у нас еще только вводится в обиход, а на Западе оно давно в обороте. Кто входит в этот класс? Прежде всего, наша культурная элита и отчасти верхний слой богемы. Это художники, артисты, архитекторы, дизайнеры, писатели, поэты— без них крупный город представить невозможно. Откуда же тогда браться творческому подходу и любви к городскому пространству? Уверен, именно креативный класс и формирует творческую среду, во многом определяя вектор общего развития крупного города. Более того, мы видим, что из тех городов, где креативный класс не развивается, вымываются таланты, мозги. Такие поселения обречены на упадок. Поэтому очень важно понимать, насколько в городском сообществе развита эта прослойка. По ней можно оценить перспективы дальнейшего развития города.

 
Новосибирск, конечно, имеет преимущества перед многими городами России с точки зрения формирования креативного класса. Мы видим, что городская творческая среда развивается. У нас своеобразный культурный кластер: оперный театр, музеи, картинные галереи Есть учебные заведения, где агрегируется среда, из которой выходят новые мэтры. Но этого недостаточно. Нам не хватает конгрессов, форумов, мероприятий в разных форматах, где креативный класс мог бы проявить себя в полной мере.

Формировать такой класс— задача всего города. Без нас самих трудно все это сделать. Мы не только зрители, но и актеры этого театра. Победить серость, снег и сделать так, чтобы город выглядел и развивался, как того просит душа,— наша общая задача. 


Колонка написана специально для «Делового квартала»