Меню

Вера Коновалова рассказала, почему учредитель в компании должен быть один

Генеральный директор компании «Новосибирск «СтройМастер» Вера Коновалова рассказала, как она решилась заново начать строительный бизнес, кто ей помог и что случилось...

Вера Коновалова, генеральный директор компании Новосибирск СтройМастер:

Свою первую строительную компанию открывала одна, но учредителями сделала всех, кто работал со мной. Закончилось это тем, что совладельцы захватили предприятие, когда я заболела.

Оглядываясь назад, понимаю, что в тот момент меня спас сын Евгений. Он был еще очень молодым, но проявил себя как настоящий мужчина, пришел ко мне в больницу и сказал:

«Мама, мы создадим новое предприятие, возьмем землю и будем строить».

Начать сначала, не имея ничего: ни здоровья, ни коллектива, ни «оборотки», ни офиса? Да и у сына не было опыта в строительстве. Он успокаивал меня:

«Что касается опыта, у тебя‑то он есть. Ты подскажешь мне, что надо делать. А предприятие я уже создал — СК «Строймастер». Так что, дело за тобой».

Евгений стал, как губка, впитывать все нюансы строительного бизнеса. Он подхватывал мои мысли и развивал их в проекты. Когда мы начали первый свой объект — жилой дом по ул. Галущака,1, Евгений взял на себя комплектацию объекта всеми материалами, начиная с ЖБИ. Во время строительства гаражного комплекса на Галущака, 2а мне пришла мысль, а почему бы сверху гаражного комплекса не запроектировать торговый центр. Жене идея понравилась. Для возведения первого своего торгового центра — «Олимп» — он открыл две организации по выполнению фасадных и оконных витражных работ. А потом были созданы ТЦ «Фараон», жилой бизнес-комплекс «Солнечный». С 2005 г. Евгений взял на себя инициативу по расселению частного сектора на Нарымской, а затем руководил проектированием и строительством Нарымского квартала. 

Сын набирался опыта в строительстве и в 2006 г. у нас с ним состоялся разговор о выделении части компании в его самостоятельное управление. Так в 2006 г. образовалась группа компаний сына и матери.

Кризис 2008 г. показал положительные стороны семейного бизнеса. Взаимная поддержка компаний-партнеров помогла не только удержаться, но и закрыть около 800 млн руб. кредита, закончить строительство жилого дома на ул. Ельцовка,39, продолжить строительство «Нарымского квартала», зайти на новые объекты и построить их.

Сейчас Евгению 41 год. Он во многих вопросах смелее меня. Ученик и должен быть смелее учителя. Я продолжаю считать себя его наставником, а он прислушивается к моим советам, но делает по-своему. На самом деле, залог нашего успеха — его смелость и самостоятельность, помноженные на мой опыт.

В моем бизнесе работает почти вся наша семья. У мамы, ей сейчас 91 год, нас — шестеро. Она всегда учила нас держаться вместе. Моя сестра Любовь — бывший учитель. Я использовала ее дар убеждения, навыки общения с людьми при создании ТСЖ. Сейчас она мой заместитель в компании. Брат Владимир — начальник участка. Главное в семейном бизнесе: очень четко оговаривать «на берегу» круг обязанностей. На работе все соблюдают субординацию. Хотя, к мнениям родственников как специалистов я прислушиваюсь.

Моя семья — это моя команда, в профессионализме и надежности которой я полностью уверена. Но учредитель в компании должен быть один, так же, как капитан на корабле.

В предприятии сына из родственников работает только его старший сын Максим. Он получил образование управленца и сейчас — правая рука отца. Новое поколение радует. Будущее — за ними.

Главное — чтобы дети и родители были счастливы

Евгений Коновалов, президент компании «Строймастер»: 

Как оказалось, совместить в себе сына и компаньона невозможно. Слишком разные роли. К тому же мы с мамой совершенно не похожи друг на друга. Оба — яркие индивидуальности, лидеры, со своей жизненной установкой. Да и я не считаю себя строителем. Я бизнесмен. Каждый из нас подходит к решению бизнес‑задачи по‑своему. Поэтому как бизнес‑партнерам нам было сложно строить деловые отношения в рамках одной компании. Но мы нашли выход, чтобы не разрушить семейные отношения. Ведь мы очень нежно друг друга любим.

Сегодня мы работаем под одним брендом, но возглавляем разные компании. Каждый работает над своей частью общего дела. Тесно взаимодействуем только при работе над общими стратегическими вопросами. Если мои дети захотят и смогут работать со мной в одной компании, я буду счастлив. Мой старший сын (ему 21 год) уже полтора года трудится в моей компании. Он очень ответственно подходит к своей работе. Не то что я в его годы. Но все‑таки я не настаиваю, чтобы мои сыновья стали продолжателями бизнес‑династии. Важнее найти себя в этой жизни, стать мужчиной. Самое главное в продолжении любой династии, чтобы дети и родители были счастливы.