«Нельзя не отметить появившуюся положительную тенденцию в диалоге государства и бизнеса, позволяющую законно уменьшить налоговую нагрузку». Эксперт – о налоговых изменениях.
Виталий Крылов, директор КПМГ, Сибирский региональный центр. Мнение
Одним из главных ориентиров для компаний является налоговая составляющая их деятельности: объем налоговой нагрузки, уверенность в единообразном толковании законодательства о налогах и сборах, эффективный диалог с налоговыми органами.
Все эти показатели в совокупности способны определить, ощущает ли компания постоянное беспокойство в отношении возможных налоговых рисков или ее позиция стабильна.
Практика последних лет и мнение наших клиентов показывают, что бизнес ощущает возрастающее налоговое давление.
О тревожных признаках в налоговой сфере свидетельствует статистика. Так, при общем снижении количества выездных налоговых проверок с 36 тысяч единиц в 2014 году до 26 тысяч единиц в 2016 году, среднее доначисление на одну проверку растет: с 8,2 млн руб. на одну проверку в 2014 году до 13,7 млн руб. – в 2016 году. Простая математика подсказывает, что своего налоговая служба с годами не теряет, пополняя бюджет в 2014 году на 295 200 млн руб., а в 2016 году уже на 356 200 млн руб по результатам проверок.
ФНС России объясняет показатели снижения количества проверок и повышения суммы доначислений эффективностью налогового контроля. И это действительно так: перед выходом на проверку инспекторы проводят объемный предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика, используют обновляемые ФНС России критерии оценки риска для налогоплательщиков, изучают данные российских и зарубежных информационных баз и делают запросы информации у контрагентов, а иногда – и в зарубежных юрисдикциях.
Поэтому решение о назначении выездной налоговой проверки для налогоплательщика в текущей практике означает, что есть повод беспокоиться, а при среднем доначислении в почти 14 миллионов рублей повод может быть существенным, особенно для среднего и мелкого бизнеса.
Если обратиться к судебной статистике, которую ФНС России приводит в итогах своей деятельности, размещаемых на сайте nalog.ru, то в 2016 году сотрудники налоговой службы выиграли 82,2% судебных дел против налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков такая статистика означает, что защита их законных прав и интересов потребует большого вложения усилий и, скорее всего, найма внешних специалистов в области разрешения налоговых споров. Обосновывать свою позицию приходится даже тем, кто был прав изначально.
Нельзя не упомянуть и про Автоматизированную систему контроля НДС-2 (АСК НДС-2), внедрение которой также способствовало увеличению налогового давления на бизнес. Программный комплекс, позволяющий налоговой службе отслеживать уплату НДС во всей цепочке покупок-продаж от производства до потребителя, ставит налогоплательщиков в неравные условия с проверяющими.
Так, у налогоплательщиков нет технической возможности проверить всю цепочку поставки, кроме своего прямого контрагента. И в этом свете претензии проверяющих к непроявлению налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности по отношению к поставщикам 3-4 звена выглядят как минимум несправедливыми.
Резюмируя, тренд на автоматизацию сбора и обработки данных налоговыми органами, АСК НДС-2, онлайн-кассы – все эти меры, с одной стороны, выводят с рынка недобросовестные компании, ограничивающие конкуренцию прозрачному бизнесу. С другой стороны, лишают налогоплательщиков уверенности в завтрашнем дне, как с точки зрения защиты своих прав, так и с точки зрения нестабильности законодательства и подходов налоговой службы.
В то же время нельзя не отметить появившуюся положительную тенденцию в диалоге государства и бизнеса, позволяющую законно уменьшить налоговую нагрузку. Это предоставление на федеральном и региональном уровнях мер государственной поддержки инвестиционно активным компаниям.
Предоставление налоговых льгот компаниям, развивающим отдельные сектора экономики, – еще один шаг навстречу бизнесу, который в том числе сделан Новосибирской областью.