Конкуренция на рынке товаров класса «люкс» в Новосибирске весьма высока. Тем не менее, аналитики и бизнесмены считают столицу Сибири весьма привлекательным местом для продавцов предметов роскоши.
Недавно на новосибирском рынке брендовой одежды произошла сенсация — ГК «Конквест» объявила, что закрывает проработавший 14 лет бутик. Владелец бизнеса объяснил это переориентацией на девелоперские проекты, поскольку они более доходны, чем luxury-ритейл. Аналитики полагают, что Hugo Boss сгубили интернет-торговля и запрет мэрии парковаться на Красном проспекте
Состояние - напряженное
Директор салона оптики «Тамара» Татьяна Проскурина говорит, что спрос на хорошую оптику был и будет всегда, поскольку очки — это не просто вещь, а аксессуар, который, во-первых, дает возможность качественно видеть мир; во- вторых, является визитной карточкой лица: «Обувь вы можете спрятать под стол, но очки всегда у вас на носу».
Салон «Тамара» открылся в 1994 г. «Мы пережили и 1998 г., и кризис 2008 г., — вспоминает Татьяна Проскурина. — Постоянных клиентов не становилось меньше, но, средний чек в эти периоды снижался». Сейчас в салонах «Тамара» представлены более 200 брендов.
Ставку на мультибрендовый формат и постоянных клиентов делает и Александр Терешков, управляющий бутика модной одежды Gardeur. «Состояние рынка — напряженное», — соглашается он. По его мнению, напряженность связана не столько с экономической ситуацией, сколько с насыщением рынка: «Два сезона назад предпочтения клиентов были предсказуемы. Сегодня мы работаем для искушенного клиента. При заказе коллекций действуют два принципа. Первый - «ничего подобного еще не было». Второй - безусловное качество тканей и портновской работы. Профессиональное мастерство продавца прилагается».
Владелица салона мужской одежды Billionare Ирина Бойкова подтверждает, что требования клиентов становятся все более высокими: «Люди хотят покупать одежду европейского качества и получать сервис европейского уровня».
Управляющая сети салонов «Русский ювелир» Наталья Соколова говорит, что на ювелирном рынке наблюдается снижение объемов продаж и смещение акцентов в сторону демократизации товаров luxury и премиум-классов: «Раньше невозможно было представить себе, что кольцо с бриллиантами может стоить 2500 руб. Бриллианты, которые используются в этом изделии, раньше считались алмазной пылью и не применялись в производстве ювелирных изделий». Согласно наблюдениям Натальи Соколовой, количество людей, которые раньше составляли группу потребителей luxury и в ювелирных магазинах интересовались изделиями определенного класса, соответствующего их статусу, не растет. Скорее, напротив. «Раньше были люди, которые перед каждым новым годом покупали по три изделия, каждое – в карат. Сейчас такого уже нет»,— рассказывает она.
Владелец компании «Орион групп» Валерий Карпунин говорит, что рынок дорогой мебели за последнее время просел катастрофически. Наиболее сильно упали продажи офисной мебели и мебели для спален.
Обязаны соответствовать
Владельцы брендов предъявляют довольно высокие требования к дистрибьюторам. Строгие параметры существуют в отношении площади и отделки помещения, торгового оборудования, выкладки товара, квалификации персонала.
Александр Терешков предупреждает, что управляющие компании - владельцы бренда фиксируют любые отклонения от условий brand book (в части оформления или сроков распродаж). Если владелец монобутика не ведет постоянный диалог с партнерами и не устраняет недочеты, с бизнесом, скорее всего, придется расстаться.
Ювелирный бизнес, по словам Натальи Соколовой, устроен несколько по-другому. Учредителем сети салонов является «Русская ювелирная компания №1». Соответственно, на прилавках представлены, в первую очередь, товары этой фабрики. Что касается остальных, то «мы у лучших берем лучшее». В ювелирном ритейле нет требований о приобретении всей коллекции, но регулярное обновление необходимо. Сеть старается покупать для своего флагманского бутика эксклюзивные дизайнерские украшения, так как именно они интересуют покупателей, готовых выложить за изделие миллион рублей и более.
В мебельном бизнесе, по словам Валерия Карпунина, дилерские или франчайзинговые отношения, подразумевающие контроль со стороны владельцев бренда, вовсе отсутствуют. Предприниматель сам решает, какие именно предметы ему закупать, как выставлять и прочее.
«ДК» узнал, сколько стоит вхождение на рынок luxury и как это делается.
По словам Ирины Бойковой, старт-ап «открытие магазина люксовой одежды» обойдется как минимум в 7-10 млн. руб. Покупка самой скромной коллекции — 100-150 тыс. евро. Александр Терешков конкретизирует: помещение должно быть площадью от 150 кв. м. Стоимость аренды в центре города сегодня составляет от 3,5 тыс. руб. в мес. за 1 кв. м. Порядка 500 тыс. евро стоит ремонт и приобретение необходимого оборудования: мебели, манекенов, кронштейнов, организация профессионального освещения.
Вхождение на рынок продажи ювелирных изделий, по оценкам Натальи Соколовой, стоит от 50 млн руб. Сюда входит аренда помещения, демонстрационное оборудование, плюс коллекция – в каждом магазине должно быть представлено порядка 2-3 тыс. изделий.
Мебельные магазины, как отмечает Валерий Карпунин, в последнее время отказываются от отдельных помещений и переезжают в ТРЦ — там трафик больше и, соответственно, больше шансов обрести своего покупателя. Аренда помещения в ТРЦ стоит сегодня порядка 60-70 тыс. руб. за 1 кв. м. Мультибрендовый мебельный салон занимает площадь порядка 120 кв. м. Стоимость аренды в отдельном салоне в центре города — 150-200 тыс. руб. в мес. за 1 кв. м.
Требуют большего
Весьма высокие требования к товарам предъявляют и покупатели. «Человек, который достиг высокого положения в обществе, должен соответствовать своему статусу во всем – в том числе и в одежде»,— объясняет Ирина Бойкова . По словам Ирины Бойковой, сейчас большинство людей уже умеют с первого взгляда различать подлинные вещи класса luxury и их копии. Для Ирины Бойковой попытки выдать покупателю более дешевую копию за настоящий бренд — категорически запрещенный прием.
Александр Терешков говорит, что в торговле премиальной одеждой очень важен сервис: «Каждая вторая покупка связана с корректировкой одежды. Поэтому при нашем салоне работает портновская мастерская, где клиенту непосредственно в день покупки обеспечат идеальную посадку одежды по фигуре. Далее везем готовую одежду по указанному клиентом адресу».
Татьяна Проскурина так же делает упор на сервис в своем бизнесе: «К нам обращаются люди из Москвы, из США, которые раньше были клиентами нашего салона, потом уехали. Дело в том, что в Москве, например, рынок очень случайный. Не зная его изнутри, трудно найти качественную услугу».
Ювелирные украшения класса luxury, по словам Натальи Соколовой, это уже давно не массивные золотые цепи. И люди уже давно не скупают золото с целью вложения денег. Состоятельные дамы хотят носить дизайнерские вещи. Поэтому именно их приобретают при формировании коллекции. Важно так же умение работать с нестандартными заказами. Наталья Соколова рассказывает, что однажды в салон принесли изделие с очень большим камнем. Из-за размеров украшение практически невозможно было носить. Клиентке предложили несколько вариантов, как можно переделать вещь. «Это была очень сложная работа», — вспоминает Наталья Соколова.
Довольно часто клиенты обращаются в салон с просьбой изготовить им украшения, «как у звезд». Как правило, все заказы выполняются. Недавно в салон оптики «Тамара» обратился один из постоянных клиентов и сказал, что хочет очки как у Роберта де Ниро. В новосибирских салонах такой оправы не оказалось. Владельцы салона связались сначала с Москвой, а потом со своими коллегами в Италии. Итальянцы сказали, что могут помочь и вскоре прислали в Новосибирск такую же оправу, в какой снимался знаменитый американский актер. Чуть раньше в салоне уже была похожая ситуация. Клиент хотел очки, как у Александра Розенбаума.
Узок их круг
Несмотря на высокую конкуренцию практически во всех сегментах рынка luxury, ряд собеседников «ДК» утверждает, что расширять бизнес можно. Об открытии новых салонов думает Татьяна Проскурина. Она говорит, что очки превращаются в высокотехнологичный товар — именно на это надо делать ставку в развитии бизнеса, тщательно отслеживая новые технологии.
Заместитель директора группы компаний «Капитоль» Асиф Насибов утверждает, что в Новосибирске рынок престижной меховой и кожаной одежды представлен слабо. Тем не менее, по объему продаж из 11 городов России, где работают салоны «Капитоль», Новосибирск только на пятом месте после Москвы, Питера, Екатеринбурга и Тюмени. «Покупательная способность жителей этих городов выше, чем покупательная способность новосибирцев», — объясняет Асиф Насибов.
«Сейчас труднее торговать, так как наши клиенты становятся все более искушенными, — отмечает Наталья Соколова. — Особенно тщательно мы подходим к выбору ассортимента». По ее мнению, на ювелирном рынке вряд ли появятся новые значимые игроки: «Даже федеральные сети сейчас закрываются».
Не видит в ближайшее время особых перспектив для развития бизнеса и Валерий Карпунин: «Мы пытались расширить свой бизнес в соседние города, но вынуждены были закрыть там свои представительства из-за нерентабельности». Валерий Карпунин говорит, что в особо тяжелой ситуации сейчас местные производители, большинство из которых разоряется. Выживают лишь крупные федеральные игроки. Импортную мебель сейчас привозить не выгодно, так как она, с учетом сегодняшнего курса евро, может оказаться не по карману даже потребителям товаров класса luxury, которых, по подсчетам Валерия Карпунина, не больше 5-7% от всего населения Новосибирской области.