Заслуженный экономист РФ и президент Новосибирского банковского клуба рассказал DK.RU, зачем создана эта организация, чем живут сегодня банки и что такое «кризис» – существует ли он на самом деле?
Зачем мы создали Банковский клуб? Весь мир живет по клубному принципу. Это известнейшая форма общественной организации, таких примеров очень много. Объединение в клубы помогает с точки зрения делового и человеческого общения, контактов и прочего. И неважно, какой это будет клуб. Новосибирск развивается, появляется все больше организаций и деловых сообществ. Те же МАРП и Городская Торгово-промышленная палата – это клубные формы общения. «Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно» – это действительно так.
Никогда не забуду, как я встречался в узком кругу с Александром Солженицыным, он меня очень впечатлил своей интеллигентностью и интеллектом. Он долго раздумывал, а потом сказал замечательную фразу про нас, про МАРП: «Так вы, получается, сословное объединение»... Так и Банковский клуб – сословное объединение руководителей финансовой сферы.
Клуб работает давно, но раньше он существовал за счет административного ресурса, потому что его возглавляла начальник Главного управления Центрального банка РФ по Новосибирской области Екатерина Жаботинская, сильный, опытнейший профессионал. Затем мы пришли к выводу, что надо его ставить на другие организационные рельсы, придавать юридический статус. Вообще каждый клуб получается тогда, когда: А – есть точки соприкосновения и В – есть какой-то «домовой». Вот так получилось, что я стал этим «домовым».
Когда создавалась МАРП, я был первым директором, и могу сказать, что идеи, которые заложены в клубных организациях, всегда одни и те же: это выработка совместной позиции, это лоббистская деятельность, формирование единых хозяйственных структур, светские мероприятия и так далее. Нового здесь ничего нет, за исключением жизни и экономических реалий, которые накладывают на принципы и идеи свою окраску.
Я когда-то мечтал, будучи директором МАРПа, превратить весь город в единое акционерное общество, где участниками и членами совета были бы члены МАРП. Как ни странно, но процентов на десять эта мечта сбылась. То же самое примерно происходит и в Банковском клубе: мы собираемся на семинарах, «круглых столах», конференциях – постоянно вырабатываем свою позицию. Причем семинары могут быть посвящены совершенно разным темам: например, особенности налогообложения как для банков, так и для клиентов. Мы проводили совместные «круглые столы» с нотариусами, с юристами, со строителями. Потому что банки – это лакмусовая бумажка экономики, инфраструктуры, каждая отрасль деятельности соприкасается с банками. И вот в общении вырабатываются свои позиции, которые затем либо помогают дальше развивать свою хозяйственную практику, либо требуют какого-то вмешательства, влияния законодательных органов, правоохранительных структур и так далее.
И это лишь малая часть нашей работы, но благодаря этому мы установили отношения со многими отраслевыми союзами: строителями, юристами, нотариусами, страховщиками, туркомпаниями, IT-компаниями и так далее. Мы участвуем в законодательном творчестве благодаря связям с Ассоциациями российских и региональных банков. Постоянно формируем свою позицию.
Чем полезен Банковский клуб
На этот вопрос пусть каждый ответит сам. А я просто расскажу, что мы сделали за этот год. Мы, как ни странно, начали оказывать консьерж-услуги: скидки для членов клуба и аккредитованных при нем организаций в местные новосибирские санатории, в местные медицинские клиники. Помогаем в бронировании гостиниц для приезжающих, гостей. Наши представители входят в очень многие группы, ассоциации региональных банков. Мы нашли такую форму, как аккредитация при клубе. Это в первую очередь консалтинговые, юридические, адвокатские конторы, которым очень нужно и важно работать вместе с банками и с их клиентами. Что касается светской жизни, то мы провели Первые банковские игры по офисным видам спорта и турнир по боулингу. Они достаточно шутливые, но это очень сплочает, создает корпоративный дух. И там ведь завязывается очень много полезных контактов. Такого рода мероприятия, я думаю, мы будем проводить одно за другим, вынашиваем планы по возрождению футбольного чемпионата. Это то, что касается светских мероприятий.
Мы также часто встречаемся с вузами, постоянно обсуждаем вопросы подготовки специалистов, проведение практики, профессиональные стандарты и т.д. За последние годы мы заметили непонимание между вузами и рынком труда: они выпускают не тех специалистов, которых требует реальная практика. Я призываю банки выступать перед студентами, читать лекции по отдельным проблемам, участвовать в работе комиссий, быть руководителями дипломов. Это все наша работа.
Помогаем банкам с точки зрения выдачи кредитов, в спорных вопросах, и так далее. Мы не являемся финансовыми омбудсменами, но как-то на практике так получается. К сожалению, возникает много корпоративных споров, в том числе и между банками, и тут мы пытаемся выступать неким психологическим арбитром.
Установили плотную связь с руководством ГУ ЦБ по Сибирскому округу, участвуем активно в деловой жизни города, встречаемся с мэром, с областной администрацией, они обозначают основные цели и задачи, которые могли бы помочь решить: не секрет, что бюджет исполняется достаточно сложно. И мэрия, и областная администрация очень сильно опираются на банки с точки зрения содействия. Наши представители участвуют в программе реиндустриализации, принимают активное участие в подготовке и организации «Технопрома». Общаемся с новосибирским бизнес-омбудсменом Виктором Вязовых, вместе решаем разные вопросы.
Владимир Шапоренко, генеральный директор банка «Левобережный»:
«Через банковский клуб удобно контактировать с властью, искать взаимопонимание: мы можем услышать из первых уст, чего желает от нас власть, можем высказать свои пожелания. Большую пользу приносит возможность продвижения законодательных инициатив – их проще доводить через банковский клуб. Важная часть работы клуба – это организация круглых столов, через которые происходит продвижение позиций банковского сообщества в информационное пространство. Также это общение с клиентами (семинары, круглые столы, конференции на актуальные для клиентов темы). Кроме того, в клубе есть несколько секций: например, главных бухгалтеров и персональщиков, где общаются специалисты конкретных направлений, они обмениваются опытом, вырабатывают общие стратегии. Между представителями банковского сообщества постоянно происходит обмен мнениями, и это значительно упрощает работу на рынке».
Алексей Степуро, управляющий филиалом «Бинбанка» в Новосибирске:
«Сегодня Банковский клуб сочетает в себе несколько очень интересных функций. Я бы выделил три, на мой взгляд, важнейшие – коммуникационная, организационная, представительская. Во-первых, безусловно, Банковский Клуб – это площадка для общения и выстраивания коммуникаций. Причем общения не только внутреннего между банкирами, участниками финансового рынка, но и общения внешнего – с бизнесовым, деловым, административным сообществом региона, с органами государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, Банковский Клуб является очень действенным и успешным организатором конференций, деловых встреч, круглых столов и иных подобных мероприятий, позволяющих формировать единое информационное пространство между банкирами и всеми, кто прямо или косвенно с банками сталкивается. В-третьих, конечно, Банковский Клуб – это некий консолидирующий голос, который звучит зачастую на различного рода мероприятиях, обозначая позицию банковского сообщества по тем или иным вопросам».
Наталья Соловейчик, директор Сибирского Филиала ОАО КБ «Региональный кредит»:
«Я являюсь членом Новосибирского банковского клуба не так давно, но за этот небольшой период смогла оценить то, что дает клуб своим участникам. Возможность профессионального общения с коллегами, обмен опытом, участие в совместных «круглых столах» и пресс-конференциях. Для меня лично очень ценными были совместные заседания с членами Новосибирской городской торгово-промышленной палаты и Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий, а также встреча с мэром Новосибирска. Наш банк принимает активное участие во всех мероприятиях, организуемых НБК, но, бесспорно, самыми яркими и запоминающимися стали спортивные соревнования – Первые банковские игры по офисным видам спорта и Первый чемпионат по боулингу между банками г. Новосибирска. Прекрасно, что наш банковский клуб привлекает к участию рядовых сотрудников банков и членов их семей, этого заряда спортивной бодрости хватает нашему коллективу надолго. Не могу не сказать про нашего многоуважаемого Президента НБК Владимира Гавриловича Женова – это не просто формальный организатор, это душа и сердце нашего клуба. Каждый член клуба может обратиться к нему в любое время за помощью или советом, и всегда будет получен квалифицированный ответ либо оказана методическая помощь. Благодаря ему банковский клуб любим и уважаем нашими банкирами».
Проект «Повышение финансовой грамотности»
Отсутствие финансовой грамотности населения – это наша боль. На мой взгляд, это вообще национальная проблема, которой почему-то не уделяется внимания, но она является первопричиной всех проблем, связанных с просроченными кредитами, с надуванием различного рода «мыльных пузырей», в частности – валютной ипотеки. Все страны применяют массу способов, чтобы искоренять финансовую безграмотность. Например, в Германии, начиная с детского сада, детей учат считать свои расходы и доходы, вести свои ежедневные затраты. У нас этому просто не придают значения. В Великобритании по телевизору идет ликбез, где не просто рассказывают, что такое расходы, доходы, кредиты и так далее, но там объясняют, что, например, даст выход Греции из ЕС конкретно каждому англичанину. Почему у нас этого не делается? Я не могу понять.
Мы выступаем перед студентами и школьниками, выпускаем пособия. Но это частная инициатива каждого банка. Даже на областном уровне эта проблема до сих пор не решена. Хотя областная власть идет нам навстречу, и к следующему Дню финансовой грамотности, который будет в сентябре, мы постараемся быть во всеоружии, насколько это будет возможно. Банки готовы работать над искоренением этой проблемы, потому что для них очень важно сформировать априори грамотного вкладчика, клиента, чтобы не иметь с ним никакой головной боли и хлопот. Банки крайне заинтересованы в этом, но на федеральном уровне ничего не решается. И Ассоциация региональных банков России эту проблему знает, но мы не можем достучаться до правительства, от нас отмахиваются. А зря. Я бы назвал финансовую безграмотность национальной болезнью. К сожалению.
Существует ли кризис на самом деле?
Сама по себе проблема кризиса надумана. Весь мир столетиями живет в кризисе, вся экономика живет циклами, у нас просто в этот раз, к сожалению, экономический цикл кризиса совпал со всеми внешними воздействиями: Украина, санкции, снижение цены на нефть. Но очень приятно, что, как мне показалось, президент Путин наконец-то понял (я в этом убедился, послушав его ответы на «прямой линии»), что хватит говорить про внешние проблемы – нужно решать внутренние, посмотреть на себя. Проблемы внутренние для нас гораздо острее, чем внешние. И я буду страшно рад, если через абсолютный алгоритм влияния Путина это дойдет до наших чиновников. Я уже говорил о том, что есть слова Салтыкова-Щедрина: «Российская власть постоянно держит свой народ в состоянии крайнего изумления» – вот они, абсолютно актуальные слова. Хватит говорить об этих проблемах, нужно решать, работать и делать.
Кстати, банки особого внимания на кризис не обращают, реакция их – сдержанный оптимизм, просто очередные новые условия работы. Грамотные руководители уже давно перестроились: сокращают издержки, оптимизируют число выданных рискованных кредитов, пересматривают свои показатели, режут «косты», гораздо жестче стали относиться к выдаваемым кредитам, оптимизируют свои расходы. Я скажу неожиданную вещь, но, на мой взгляд, в Новосибирской области в банковской сфере минимум 25% лишних людей. Это мне позволяет сказать мой 20-летний опыт руководства банком, деловая жизнь и экспертная оценка сегодняшней ситуации. Эти 25% к концу года и будут сокращены. А быть готовыми к кризису банки приучила жизнь. Это состояние перманентное, это больше идеологизированное понятие, и большинство, вместо того, чтобы работать, ссылается на кризис как причину тех проблем, которые есть. Но нечего на зеркало пенять…
Владимир Шапоренко:
«Я работаю в банковской сфере больше 25 лет, и, если вспоминать, сколько за это время было кризисов, становится страшно. И главное – все кризисы не похожи друг на друга, зачастую у них разные причины, и, соответственно, разные последствия, и каждый раз страдают от этого разные рынки. К сожалению, нет формулы просчета алгоритмов кризиса, и нет рецепта, как его избежать, как к нему подготовиться. С другой стороны, банковская сфера – одна из немногих, представители которой всегда начеку. Банковская система всегда адаптировалась и будет адаптироваться к кризисам, потому что у нее нет выбора. У нас все лучше развивается система управления рисками, она становится сложнее, организованнее. Плюс – всегда помогает опыт, полученный во время предыдущих кризисов. Банки всегда живут в готовности к тому или иному потрясению».
Алексей Степуро:
«По моему мнению, самый главный урок, который вынесла из прошедших кризисных процессов молодая банковская система Российской Федерации, состоит в очень четком и ясном понимании и осознании одного простого факта: кризисы были, есть и будут всегда – никуда от них не деться. Увы, но это рыночная аксиома, и от нее не укрыться и не спрятаться, как бы нам этого ни хотелось. Кризисы будут еще обязательно, и будут неоднократно. Вопрос в другом – насколько уроки, которые жизнь преподала тебе ранее, пошли тебе впрок. Насколько ты вышел обученным и подготовленным к повторению подобных уроков в будущем. Перефразируя известное Si vis pacem, para bellum («хочешь мира — готовься к войне»), можно сказать, что если хочешь иметь прибыльную и успешную компанию – будь готов к кризисам. И вот здесь существует удивительный парадокс. Казалось бы, горячие кризисные дни конца 2008 – начала 2009 должны быть еще свежи в памяти. Но, как оказалось, у многих субъектов экономики РФ память весьма и весьма короткая. Увы. Что касается банковской системы РФ, то за прошедшие 20 лет банки пережили несколько ключевых этапов в своем эволюционном развитии. Я бы выделил три: до 2000-2002 гг. – становление банковской системы и выработка ключевых базовых правил игры на банковском рынке. 2002-2008 гг. – период бурного роста и развития, в том числе технологического, операционного, продуктового. 2008 – по настоящее время – период консолидации, повышения внутренней эффективности, укрупнения (при одновременном значительном общем снижении числа банков) и усиление государственного регулирования отрасли. Именно на последнем этапе в массовом сознании исчезли иллюзии относительно сверхприбыльности в банковском бизнесе, а в профессиональном банковском сообществе выработались критерии и практика определения действительной реальной стоимости банковского бизнеса. Для последнего этапа характерно также осознание высочайшего уровня ответственности (в том числе социальной), лежащей на плечах профессиональных банкиров, реальная оценка предпринимательских рисков, а также значительное увеличение степени регламентированности банковских процедур и процессов. Я убежден, что большинство банков очень хорошо усвоило итоги кризисного урока. Банки повзрослели, она набираются мудрости и опыта, и с каждым годом становятся все более адаптивными к рыночным вызовам и циклам развития современной экономики».
Автор фото Алексея Степуро и Владимира Шапоренко – Павел Комаров. Источник фото Натальи Соловейчик: http://npnbk.ru/?s=%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F+%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%BA&submit=Search