Меню

Владимир Знатков о стратегии развития города

На конференци «Будуще города» первый заместитель мэра Новосибирска Владимир Знатков расказал собравшимся о стратеги развития города до 2020 г. Мы публикуем полностью текст его выступления.

  Сегодня, когда региональные и местные власти действуют в самостоятельном, все более четко очерчиваемом поле ответственности, развитие каждого территориального сообщества становится прежде всего делом самого этого сообщества. С развитием местного самоуправления и рыночных преобразований города и регионы оказываются в условиях жесткой конкуренции за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, за сохранение и размещение ведущих предприятий и инфраструктурных объектов, за выход на новые рынки и т.д. В конечном счете, благополучие каждого города зависит от его конкурентоспособности — то есть способности удовлетворять потребности различных целевых групп. Другими словами, в городе должно быть обеспечено такое качество жизни, чтобы люди осознанно стремились в нем жить и работать, чтобы привлекательность города сохранялась и укреплялась не только для текущего, но и для последующих поколений его жителей. Перспективы развития каждого города – в стабильном улучшении качества жизни всех слоев его населения.

Чтобы добиться этого, нужно постоянно искать и укреплять преимущества своего города, понимать, какие его сегменты могут и должны развиваться, что мешает продвижению к выбранной цели и как устранить препятствия. Эти темы и являются основными для стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска, разработанного на период до 2020 года. Этот документ прошел многоэтапную историю разработки и был рассмотрен общественностью города на общегородской научно-практической конференции «Местное самоуправление и стратегия устойчивого развития крупного города» в 2004 году. В 2005 году стратегический план был принят городским Советом Новосибирска и приобрел статус нормативного акта.

Стратегический план — особый вид планово-прогнозных документов, представляющий собой договор общественного согласия по выбору основных стратегических целей и направлений развития города на долгосрочную перспективу. Горизонт планирования принят равным времени смены одного поколения жителей (20 лет), таким образом, обеспечивается преемственность ценностей и интересов ныне живущего поколения новосибирцев и тех, кто придет им на смену к 2020 году. Документ концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала города, его сильных и слабых сторон, возможных сценариев развития, с учетом прогнозируемой динамики развития России и внешнего мира.

Стратегический план разработан на принципах широкого общественного участия и содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры для бизнеса, в том числе потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая принимать оперативные решения с учетом видения перспективы. Это основа для долгосрочного взаимовыгодного партнерства всех городских структур, от которых зависит решение поставленных стратегических задач. Главная особенность стратегического плана как коллективного продукта городского сообщества – это заложенная в нем ориентация на базовые ценностные установки жителей города. Образ будущего Новосибирска проектировался на основе анализа системы ценностей различных социальных групп.

На основе ранее выявленных ценностных установок населения, принципов устойчивого развития и маркетинга города сформулирована генеральная цель городского развития – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Новосибирска — и основные направления её достижения. Поскольку современный Новосибирск наиболее значимо проявляется в пяти своих ипостасях: как промышленный центр, научно-образовательный комплекс, центр культуры, транспортный узел, торгово-финансовый и административный центры, это и послужило точкой отсчета для формирования стратегических направлений развития города на перспективу. Для определения этих направлений использованы выявленные в процессе изучения ценностных установок сообщества ожидания новосибирцев по росту своего благосостояния в связи с развитием экономики, науки, культуры и системы образования, обеспечению безопасной жизни и улучшению качества городской среды. В этих направлениях и выстроена иерархическая структура стратегических целей города — дерево целей.

В нем выделено 5 основных стратегических направлений:

1) рост благосостояния жителей города;

2) рост экономического потенциала;

3) рост научного, образовательного, культурного и духовного потенциала;

4) обеспечение безопасной жизни в городе;

5) улучшение качества городской среды.

Раздел содержит аргументированное подробное описание каждого из названных направлений. Основные стратегические направления структурированы по подцелям и задачам, иллюстрированы статистическими материалами, таблицами и диаграммами. В конце каждого подраздела приведены основные меры по достижению поставленных целей и задач.

В пятом разделе документа определяется роль муниципалитета и самодеятельного населения в реализации стратегического плана города Новосибирска. Выделен основной стратегический императив современной муниципальной политики – развитие гражданского общества. Гражданское общество возникает из самостоятельности гражданских институтов, образованных самими гражданами. В стратегическом плане указаны основные пути повышения гражданской активности и достижения общественного согласия.

Шестой раздел стратегического плана был выделен в 2010 году, в результате корректировки документа. В нем закреплены главные ориентиры и контрольные показатели стратегического плана. Здесь приведен сценарный прогноз социально-экономического развития Новосибирска до 2020 года с краткими методическими пояснениями. Сформирован перечень ключевых показателей, количественно характеризующих уровень ожидаемого достижения каждой из поставленных целей при оптимистическом и пессимистическом вариантах развития. Это отличительная особенность стратегического плана Новосибирска. Многие города при разработке своих стратегий ограничились качественными формулировками целевого блока. В Новосибирске же стратегический план, несмотря на длительный период упреждения, является индикативным документом. Значения каждого индикатора оцениваются интервалом из минимального и максимального уровней, в пределах которого вероятность достижения стратегической цели, исходя из стартовых условий, считается максимальной. Индикаторы заданы на весь период реализации стратегического плана с разбивкой их значений по пятилетиям: на 2005, 2010, 2015 и 2020 годы. Базовый уровень каждого индикатора первоначально был задан 2000-м годом, а после уточнения прогнозных значений индикаторов в 2010 году базовой точкой отсчета стал 2005 год.

Механизмом реализации стратегического плана служит система комплексных целевых программ (КЦП), конкретизирующих и углубляющих выделенные приоритетные направления развития города. В состав документа входит перечень принятых к исполнению КЦП, каждая из которых является неотъемлемым приложением к стратегическому плану.

Из 11-ти программ, посредством которых в настоящее время решаются стратегические задачи, 2 относятся к промышленному производству наукоемкой продукции, по 1 – к развитию различных сфер экономики города: трудовых ресурсов, оптовой и розничной торговли, каналов коммуникаций, жилой застройки, 5 – к социальной сфере: культуре, образованию, здравоохранению и обеспечению безопасности.

Работа над стратегическим планом не заканчивается с его принятием и публикацией. Ведется регулярный мониторинг его исполнения, сохранены и поддерживаются в дееспособном состоянии созданные для его разработки организационные структуры, ежегодно производится оценка хода реализации и – по мере необходимости — корректировка плана. В течение первого десятилетия его реализации произошли значительные изменения социально-экономических условий и возникла необходимость актуализации прогнозной части стратегического плана.

На базе долгосрочного прогноза развития видов экономической деятельности, роста конечного потребления и инвестиций по Российской Федерации, с учетом специфики экономической динамики по Новосибирской области, были разработаны прогнозные параметры по городу Новосибирску на 2010, 2015 и 2020 годы. Демографический блок прогноза выполнен по официальным данным Новосибирскстата на базе специальной имитационной модели. Для каждого показателя были рассчитаны два альтернативных прогнозных значения, определяющих оптимистический (инновационный) и инерционный сценарии развития города. Прогнозные значения стоимостных показателей по пятилетиям отражены в текущих ценах, одновременно в прогноз заложена динамика инфляции.

Кроме того оптимизирован состав комплексных целевых программ. В составе стратегического плана в 2005 году принимались 13 КЦП. В новой структуре вместо трех ранее действовавших КЦП промышленного блока («Развитие машиностроения и приборостроения для топливно-энергетического комплекса», «Развитие машиностроения для агропромышленного комплекса», «Развитие выпуска машин и оборудования для городского хозяйства») принята новая КЦП «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года».

На сегодняшний день реализуются 11 КЦП. Они распределены по дереву целей стратегического плана так, чтобы ни одна цель не осталась без проработанных инструментов реализации. Мы можем утверждать, что программы служат достижению одной или нескольких целей стратегического плана, как это и прописано в Положении о прогнозировании, программах и планах, действующих на территории Новосибирска.

В ближайшее время к системе действующих КЦП присоединится новая программа – «Формирование позитивного имиджа города Новосибирска до 2020 года». Ее разработка продиктована необходимостью расширить рамки механизма применения КЦП до стратегического плана в целом. Сегодня, кроме программ реализации частных стратегий, нужны инструменты, способные объединить, интегрировать в себе основную идею всего стратегического плана – сделать город более привлекательным и удобным для жизни людей. Сделать так, чтобы люди осознанно стремились к нам, потому что качество жизни в нашем городе их привлекает. А для этого они должны знать о нашем городе и о том качестве жизни, которое он обеспечивает как своим постоянным жителям, так и приезжим. Иными словами, городу необходим имидж, своего рода маркетинговый продукт, способный раскрыть достоинства города для всех потенциально заинтересованных лиц и целевых аудиторий. Программа формирования имиджа уже разработана и одобрена общественным советом по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска. В настоящее время она вносится на рассмотрение в Совет депутатов города Новосибирска.

Целевые программы встроены в систему планово-прогнозных документов города. Бюджетный кодекс устанавливает 2 типа целевых программ: долгосрочные и ведомственные, кроме того, в Новосибирске завершается реализация принятых ранее городских целевых программ. Их связь со стратегическим планом проявляется в основных компонентах структуры: постановке проблем, требующих решения, формулировке целей, задач, контрольных показателей, системе программных мероприятий и ожидаемых результатах. Комплексные целевые программы как неотъемлемый элемент стратегического плана подразумевают ресурсное, в том числе бюджетное, обеспечение программных мероприятий, однако не имеют выхода на бюджет города напрямую. Он обеспечивается посредством трансформации целей, задач и мероприятий КЦП в задачи и мероприятия целевых программ, реализуемых на территории города, предусматривающих ежегодное бюджетное финансирование, а также за счет общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных главным распорядителям бюджетных средств (исполнителям программных мероприятий) решением о бюджете города на соответствующий финансовый год и плановый период.

Отмечу, что в 2007 году к определяющим перспективу развития города документам добавился Генеральный план города Новосибирска, принятый Советом депутатов города Новосибирска. Все названные документы представлены в открытом доступе на официальном сайте Новосибирска в Интернет.

Таким образом, реализация стратегического плана осуществляется в рамках выстроенной системы планово-прогнозных документов, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска в «Положении о прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития города Новосибирска». Она предполагает синтез последовательного исполнения долгосрочных комплексных целевых программ, текущего планирования и мониторинга достигнутого уровня контрольных показателей.

В настоящее время в России на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях на новой основе начинает формироваться система стратегического планирования. Подготовлен проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», Указом Президента российской Федерации от 12.05.2009 №536 утверждены «Основы стратегического планирования в Российской Федерации». В последние годы наблюдалась повышенная активность разработки стратегических документов в крупных городах и субъектах РФ, особое значение приобретает процесс стратегического планирования для федеральных округов.

Потребность в определенной, четкой, предсказуемой государственной социально-экономической политике и в целевых ориентирах на отдаленную перспективу способствовала активизации разработки долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, которые стали неотъемлемой частью разработанных в последнее время стратегий развития экономики страны, ее отдельных отраслей и регионов, таких как Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, Энергетическая стратегия, Транспортная стратегия РФ, Стратегия социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. Актуальность разработки региональных и межрегиональных стратегических документов в последние годы существенно усилилась, так как они становятся не только рабочим инструментом в системе территориального управления, но и являются ориентиром для отечественных и зарубежных инвесторов. Напротив, дисбаланс приоритетов перспективного развития приводит к существенным социально-экономическим потерям. В настоящее время почти все регионы Сибири имеют стратегии долгосрочного развития. Новосибирская область, по оценкам экспертов, имеет один из наиболее качественных пакетов стратегических документов.

Важно подчеркнуть, что высокая оценка региональной стратегии во многом обусловлена тем, что в Новосибирской области сегодня выстраивается многоуровневая целостная система стратегического планирования. Это свидетельствует о совершенствовании системы управления и является сильным инструментом в конкурентной борьбе с другими регионами за привлечение государственной поддержки, инвестиций и аккумулирования прочих необходимых для успешного развития ресурсов.

Идеология и базовые предпосылки стратегического плана Новосибирска основываются и на приоритетах развития страны в целом. Так, при уточнении долгосрочного прогноза разработчики исходили из ориентиров, заданных в Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года (2008). Прогноз развития города по ключевым позициям должен согласовываться с прогнозом развития национальной экономики в целом, подтверждая необходимость регулярного подтверждения и актуализации целевых ориентиров.

Именно тогда будет реализован системный подход к развитию территории страны, когда базовые принципы и приоритеты развития, установленные на федеральном уровне, будут соответствовать стратегиям комплексного устойчивого развития регионов и муниципальных образований, одобренным их населением, и подкреплены соответствующими нормативными актами. Это залог выбора успешной траектории развития любого муниципального образования, региона и страны в целом.

На мой взгляд, одним из аргументов в пользу того, что мы движемся в правильном направлении, является рост численности жителей. В 2010 году наблюдался не только миграционный прирост, что само по себе свидетельствует о потенциале города, о его привлекательности, но и естественный. Впервые за последние 19 лет (начиная с 1992 года) в Новосибирске рождаемость превысила смертность. Согласно предварительным итогам переписи-2010 года, мы подошли к историческому максимуму численности населения (по последним данным — 1475 тыс. человек) и остаемся третьим городом страны.

Для того чтобы обрисовать картину по социально-экономическому развитию Новосибирска, наш город можно сравнить с такими городами России, как Екатеринбург, Красноярск, Омск, Томск.

По доходам бюджета на одного жителя мы уступаем только Красноярску. При этом по следующему показателю, по объему отгруженных товаров, впереди традиционно города — центры «сырьевых» регионов. По  показателю инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя наш город смотрится довольно неплохо (разница в уровне показателей в основном объяснима «сырьевой ориентацией» промышленности Красноярска и Томска). Если говорить о показателях, по которым можно судить об уровне благосостояния горожан (оборот розничной торговли, обеспеченность населения жильем в расчете на одного жителя), то Новосибирск занимает лидирующие места.

Сегодня мы можем констатировать, город не только избежал серьезного падения экономики, но по многим отраслям смог наверстать упущенное и выйти на предкризисный уровень.  Экономический рост (14,2% по отгрузке продукции собственного производства) сопровождался увеличением доли прибыльных предприятий, снижением численности безработных, достижением передовых позиций по уровню среднемесячной заработной платы, ростом объемов строительства, пополнением бюджета города и улучшением прочих финансово-экономических параметров.  Новосибирск сохранил свою кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствуют данные ведущих рейтинговых агентств.

В ежегодном списке журнала Forbes Новосибирск занял 5-е место среди 30 лучших российских городов для ведения бизнеса. Такую же позицию он занял по версии журнала «РБК» в рейтинге самых привлекательных для бизнеса городов России. В рейтинге городов для поиска работы Новосибирск находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Рейтинговое агентство Standart&Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Новосибирска со «Стабильного» на «Позитивный». Улучшение прогноза обусловлено возобновлением экономического роста и стабилизацией доходов бюджета города.

Город развивается только тогда, когда развивается экономика, когда он производит новые товары и технологии. Для решения стоящих перед нами задач в области развития коммунальной и социальной инфраструктуры необходимо не просто дальнейшее развитие экономики, а ее качественная модернизация, разработка и внедрение инновационной продукции, создание новых перспективных производств. В последние годы мы активно выстраивали свою политику в этой сфере, как в программной и организационной плоскости, так и путем создания инфраструктуры.

Особое внимание в реализации стратегического плана мы отводим нашей работе с Сибирскими отделениями Российской академии наук и Российской академии медицинских наук. Новосибирский Академгородок – уникальный комплексный научный центр, способный, помимо фундаментальной науки, решать сложные прикладные задачи с выходом на конечный инновационный продукт. Научно-технический потенциал Академгородка по своей инвестиционной емкости сегодня оценивается в десятки миллиардов долларов и является крупнейшим ресурсом города.

Благодаря внедрению новых технологий и модернизации наших промышленных предприятий, Новосибирск стал одним из центров инновационного производства в России. У нас начал работу Технопарк,  сегодня первая очередь уже сдана, и 70 резидентов уже работают в технопарковой зоне. Это фирмы с высокоинтеллектуальным потенциалом, те прорывные технологии, о которых говорит Президент. В стадии реализации находится комплексная целевая программа «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года». В нее включено 214 инновационных проектов, в разработке которых принимало активное участие научное сообщество и вузы Новосибирска.

Одним из крупнейших реализуемых  инвестиционных проектов является строительство завода литий-ионных батарей. Общий объем инвестиций в современное, высокотехнологичное производство приближается к 12 миллиардам рублей. Запуск производства запланирован в третьем квартале 2011 года.

В 2010 году мы наблюдаем позитивную динамику и в бюджетной сфере, доходы бюджета города составили 29 миллиардов рублей, а капитальные вложения выросли на 13% по сравнению с 2009 годом и превысили 5,5 миллиардов рублей. Это позволило решать как традиционные задачи, так и приступить к реализации таких крупных инвестиционных проектов, как строительство нового моста через Обь.

Мост важен для развития  юго-западного транзита, который станет частью системы транзитных магистралей города и соединит трассы в направлении Омска, Барнаула и Новокузнецка. Это объект федерального значения, финансирование его строительства предполагается и из федерального (бюджетный кредит) и из областного бюджетов.

Завершено строительство и введена в эксплуатацию новая станция метро Золотая нива.

Рекордным в 2010 году стал объем работ по ремонту дорог — более 2 миллионов квадратных метров: выполнен планово-предупредительный ремонт дорог на площади более 1500 тыс. кв. м (в том числе благоустройство улиц частного сектора – 111,7 тыс. кв. м), текущий ремонт — на площади более 116,7 тыс. кв. м, поверхностная обработка дорог с применением новых технологий — 606,3 тыс. кв. м

Мы ориентируемся на ввод по итогам 2011 года около 1 миллиона квадратных метров жилья, и эта цифра нам важна не сама по себе, а как механизм повышения доступности жилья, продолжения сноса и расселения ветхого и аварийного жилого фонда. На прошедшем недавно заседании инвестиционного совета в целях стимулирования инвестиционного интереса застройщиков к освоению земельных участков, занятых ветхим и аварийным жильем, принято решение о совместном с инвесторами участии мэрии города Новосибирска в расселении и сносе такого жилья. Соотношение долей расселяемого инвестором и муниципалитетом жилья определяется на основании расчетов по достижению рентабельности освоения застроенных участков. В настоящее время в качестве пилотных проектов сформированы шесть земельных участков для предоставления их на аукционе на право заключения договора на развитие застроенных территорий.

Одна из стратегических задач — это развитие ЖКХ. Это одна из ключевых сфер экономики города, требующая коренной модернизации. На текущий год, помимо капитального ремонта и реализации наших целевых программ, в центре нашего внимания будет два направления.

Первое — это энергосбережение. Мы подходим к завершению первого этапа реализации программы — создания системы учета потребляемых энергоресурсов, и в текущем году нам необходимо активизировать процесс установки приборов учета. Это позволит перейти ко второму этапу — к модернизации жилого фонда в соответствии с критериями энергоэффективности, внедрению энергосберегающих технологий во всех сферах.

Второе направление — это благоустройство внутриквартальных территорий.

Всего за период с 2002 по 2010 годы обновлено около 2 миллионов квадратных метров асфальтового покрытия, что составило 35 % от необходимого объема. В 2011 году на эти цели из федерального и местного бюджетов выделено 803 млн. рублей, что в два раза превышает лимиты прошлого года. В летний сезон предстоит благоустроить придомовые территории 903 многоквартирных домов города.

Также на повестке дня стоит задача проведения целенаправленной демографической политики.

Это комплексная проблема, требующая координации усилий таких отраслей, как здравоохранение, образование, молодежная политика. Мы должны говорить о координации усилий в указанных отраслях для того, чтобы обеспечить будущее нашего города не сегодня или завтра, а через 10, 20, 30 лет. Частью этого является разработанная нами в рамках федеральной программы «Здоровье» программа модернизации здравоохранения, которая включает капитальный ремонт и техническое перевооружение наших учреждений. На предстоящий год мы сосредоточим внимание на детском здравоохранении. Также мы завершили первый этап информатизации отрасли, запустив проект «Городская электронная регистратура», продолжили развитие отделений общей врачебной практики и стационарзамещающих технологий. В 2010 году открыты Центры здоровья на базе муниципальных поликлиник.

В стадии решения сейчас находится и проблема обеспеченности детскими дошкольными заведениями. За счет различных мероприятий в этом году мы планируем ввести более 3 000 новых мест, а всего в рамках программы «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в городе Новосибирске» до 2015 года планируется создать более 12,5 тысяч новых стационарных мест для дошкольников.

Причем на перспективу места для дошкольников должны создаваться с использованием разных моделей. На прошедшем недавно заседании Инвестиционного совета были предложены три: первая модель — долевое участие организаций всех форм собственности и соответствующая квота мест, вторая — строительство зданий за счет инвестора и компенсация части затрат из бюджетов города и области в виде субвенций, третья модель — строительство инвестором здания детского сада в рассрочку с поэтапной  выплатой стоимости строительства в течение нескольких лет из городского бюджета.

Как вы знаете, 2011-й год — это Год космонавтики. Многие новосибирские предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро принимали непосредственное участие в становлении космической мощи нашего государства, чем мы по праву гордимся. В честь 50-летия полета Гагарина в Новосибирске будет открыт детский астрофизический центр с планетарием на Ключ-Камышенском плато. Этот крупнейший комплекс за Уралом, который мы построим за счет средств бюджетов трех уровней, будет оснащен самым современным оборудованием. Проектированием телескопов занимается ФГУП ПО «Новосибирский приборостроительный завод», а проекционное оборудование будет бельгийской компании Barco.

Новосибирск – многогранный город. Он является крупнейшим муниципальным образованием страны, административным центром Сибирского федерального округа и Новосибирской области, имеет основания считаться промышленным, инновационным, научно-образовательным, культурным, транспортно-логистическим и сервисным центром Сибири. Синхронное развитие важнейших отраслей и сфер жизнедеятельности сформировало современный социально-экономический потенциал города.

По результатам проведенного в 2009 году социологического исследования выяснилось, что абсолютное большинство новосибирцев характеризуют свой город как крупный мегаполис, обладающий столичным статусом. В остальном совокупность ответов равнозначно распределилась по различным направлениям, в которых Новосибирск способен проявлять лидерские позиции в конкурентной борьбе региональных центров и городов-миллионников.

Очень важно активно привлекать к работе по формированию имиджа города творческую молодежь – это важнейшая целевая аудитория, то поколение, которое к 2020 году будет определять судьбу Новосибирска. Серьезной ошибкой был бы механический перенос сегодняшних институциональных условий на общество будущего. Очевидно, что через 20 лет (горизонт стратегического планирования) мы будем иметь совершенно другое общество и другие экономические реалии.

Можно считать важным шагом в этом направлении тот факт, что Новосибирск в последние годы традиционно становится площадкой открытого международного градостроительного форума «Город завтра». Для обмена опытом на него ежегодно съезжаются эксперты мирового уровня. Здесь обсуждаются передовые идеи стратегического развития российских городов, формируются новые подходы к выработке стратегий и сценариев их развития, разрабатываются механизмы эффективного взаимодействия органов власти, бизнес-сообщества и общественности в целях повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности территорий. Форум собирает тысячи участников, его аудитория, помимо высшего управленческого звена и авторитетного экспертного сообщества, неизменно включает студенческую общественность и молодых специалистов. Последний, пятый, форум прошел под девизом «Современный город: новый гражданский договор». Это образ жизни нашего города: совместная деятельность на принципах общественного согласия и договоренности во имя процветания нынешнего и будущих поколений.

В мире происходит сдвиг от доктрины руководства, в которой городская администрация рассматривается как распорядитель благ, к доктрине, в которой городская администрация выступает как создающая возможности для развития, координатор развития. Основополагающим концептуальным документом территориального развития в Новосибирске является Генеральный план с периодом планирования до 2030 года.

Согласно Генплану прирост городской территории к 2030 году за счет увеличения границ Новосибирска составит 14256 га. Прирост почти на четверть, при существующей площади около 50000 га. Сейчас между Новосибирском и некоторыми населенными пунктами, которые формально не являются частью города, сформировались тесные бытовые, культурные и производственные связи. Так что некоторые районы, которые располагаются между основными границами города и оторванными частями, могут быть присоединены к границам центрального муниципального образования. Так, например, в перспективную структуру Новосибирска входит Краснообск.

На текущий момент в центре города и в зонах жилой застройки расположено большое количество производственных предприятий. В перспективе часть производственных объектов будет вынесена на окраины города, такие проекты уже рассматриваются. При этом необходимость выноса – это вопрос экономики предприятия. Сейчас становится невыгодно содержать эти предприятия на их существующих местах. Освободившиеся площади будут рекультивированы и застроены общественно-деловыми центрами и жилыми домами. Кроме того, несмотря на то, что город стоит на реке, выходов к воде у горожан очень мало. Поэтому в генплане заложен вынос промышленных и непрофильных предприятий из прибрежной зоны и организация набережной. На левом берегу набережная протянется вдоль общественно-делового центра и жилой застройки от Бугринской рощи до Затона. На правом берегу набережная также будет продлена за железнодорожный мост. Набережная также уменьшит количество вредных сливов в Обь и улучшит экологическую ситуацию.

Генпланом предусматривается развитие территорий, занятых ветхим и аварийным жилищным фондом, а также ряд ранее застроенных жилыми домами первых массовых серий, путем комплексной реконструкции кварталов и микрорайонов.

Новосибирск разделен рекой Обь на две практически равные части с равномерной застройкой. Недостаток связи между берегами порождает значительный дисбаланс в процессах миграции населения к местам приложения труда и отдыха. Этот дисбаланс еще больше усугубляется тем, что на левом берегу города расположен аэропорт, а на правом – железнодорожный и автовокзал – основные транспортно-пассажирские узлы города. Выход видится в строительстве мостов через Обь. Для лучшей связи правого и левого берегов планируется построить пять новых мостов. При этом предусматривается сквозной выход с мостов на скоростные междугородние трассы.

К 2030 году в столице Сибири планируется создание магистральной сети общей протяженностью 472 км. Главная цель новых дорог – «связать» город, чтобы его жители имели возможность быстро доехать от центра города к его отдаленным районам в любом направлении. Для этого генпланом установлено, что новые и реконструируемые магистральные улицы будут соединять сразу несколько районов или проходить насквозь через весь город. Они не будут иметь пересечений в одном уровне, и на них будет непрерывное движение. Пропускная способность таких дорог в два-три раза выше, чем у улиц с регулируемым движением.

Разработчики генплана предложили решение вопроса транспортного сообщения с Академгородком. По генплану ул. Кирова продлена через Ключ-Камышенское плато, пересекает реку Иня в районе железнодорожной станции Инская и параллельно Бердскому шоссе, но по другой стороне железной дороги идет до Академгородка.

Серьезные изменения предусмотрены в развитии общественного транспорта. Вдоль проектируемых автомагистралей пройдут новые линии скоростных трамваев. Согласно генплану, намечено до 2030 года построить пять линий метрополитена общей протяженностью 91,4 км.

Для обеспечения экстренных медицинских перевозок в генплане заложено строительство 19 вертолетных посадочных площадок в черте города.

Ожидаемым результатом реализации стратегического плана и активного внешнего маркетинга должно стать увеличение количества жителей, рост их доходов и обеспечение потребностей, активизация оборота производимых в Новосибирске товаров и услуг, развитие инновационных производств и прорывных технологий.

Стратегический план предполагает, что к 2020 году Новосибирск достигнет качественно нового уровня социально-экономического развития и выйдет на следующие основные параметры качества жизни в городе. В качестве граничных условий, определяющих потенциальные возможности города и перспективы их реализации, взяты два альтернативных сценария, задающих оптимистический и инерционный варианты развития Новосибирска.

Поскольку синонимом улучшения качества жизни является рост человеческого потенциала, важнейшим параметром благополучия города является демографическая ситуация. Демографический прогноз выполнен на базе официальных данных Новосибирскстата с использованием научно разработанной имитационной модели. Были учтены последние тенденции миграции. Рост численности занятых в экономике и улучшение качественных характеристик трудовых ресурсов предусматривается в обоих сценариях, поскольку оба они предусматривают положительные темпы экономического роста. В российских условиях экономический рост на уровне 4% в год и выше требует роста занятости, что означает потребность в притоке мигрантов.

В инерционном сценарии предполагается, что коэффициенты рождаемости и смертности по возрастам сохранятся на текущем уровне. Но, поскольку изменится возрастная структура населения города, общий показатель рождаемости снизится, а общий показатель смертности увеличится.

Оптимистический сценарий предполагает, что активная демографическая политика постепенно позволит увеличить повозрастную рождаемость до уровня 1990 года, что приведет к стабилизации общего показателя рождаемости на текущем уровне, а усилия в области здравоохранения и социальной политики приведут к снижению общего показателя смертности.

Несмотря на свою бурную историю развития, Новосибирск – очень молодой город, и планирование перспектив даже на 20 лет вперед означает для него лишь начало пути. Но самое главное — сделан первый шаг, а как гласит китайская мудрость «путь в десять тысяч ли начинается с одного шага». Пожелаем нашему городу дальнейших успехов, новых перспектив и долгой, яркой, насыщенной жизни!