«Многие мгновенные способы оздоровления бизнеса построены по принципу «нет дыма без огня»: как минимум есть повод начать изучение нужного предмета с "дыма”».
Управляющий партнер КГ «Управленческая практика» Роман Казанцев
Почему в бизнесе мы так часто хотим быстрых и результативных решений вместо методичной и целеустремленной работы? Что это: особенность предпринимательского мышления или необходимость получить мгновенный результат и двигаться дальше? Могут ли «волшебные таблетки» спасти ваш бизнес или без оперативного вмешательства все же не обойтись — давайте разбираться.
Недавно общался с директором производственной компании, обсуждали выбор программного продукта для управления производственной системой. Он посетовал, что мы, потребители разного рода технологий, формируем потребность, опираясь на язык и терминологию технологий, в то время как правильней было бы опираться на язык и понимание дисциплин (научных имеется в виду). Ибо впереди идет дисциплина, а потом уже предлагаемая ей технология.
Возможно, я и не заострил бы на этом внимание, если бы периодически не приходилось возвращаться к теме «волшебных таблеток» в бизнесе. И дело даже не в профессиональном интересе, а скорее в том, что коммуникативное пространство время от времени подкидывает задачи из этой области. Например, на встрече с клиентами приходится разбирать ожидания от таких «таблеток» и прогнозировать реальные результаты или обсуждать уже печальный опыт реализации очередной популярной идеи. В чем же очарование для руководителей и собственников в методах такого «лечения» бизнеса?
Для того чтобы понимать и хорошо разбираться в какой-либо дисциплине, необходимо потратить достаточное время на ее изучение, критическую оценку применимости предлагаемых концепций, и сопоставить эти знания с опытом, полученным на практике. Далеко не у всех есть желание загружать себя знаниями, кроме того, нужно еще уметь (приобретаемый навык) «выходить» из текущей ситуации и смотреть на нее сбоку или сверху (кому как удобнее), чтобы проанализировать: «Что именно сейчас я делаю, и к чему это приведет?».
Но искушение велико: читаешь и слышишь, как на раз-два получилось повысить продажи, привлечь клиентов, решить вопрос с мотивацией персонала. Вот и получается, что спрос на быстрые решения рождает такое «волшебное» предложение. И когда спрос основан на неверных ожиданиях, построенных на непонимании конкретных дисциплин, лежащих в основе технологии, то и предложение сформировано соответствующее, часто в виде красивой обертки.
Если вернуться к противопоставлению дисциплины и технологии, то можно увидеть, как предложение «волшебных таблеток» зачастую формируется даже не в терминах технологии, а в некоторых умозрительных выгодах: 5-7-10 лайфхаков, как повысить средний чек, лояльность клиентов, сотрудников, цену продажи, создать нематериальную мотивацию, высокую вовлеченность и так далее. Но как любит говорить знакомый руководитель: «Мы привыкли видеть суть вещей, а нам все формулировки подкидывают».
Но что если попробовать найти у «волшебных таблеток» положительные стороны? Раз уж их появление неизбежно.
Во-первых, «таблетка» так или иначе, дает стимул начать решать возникшую проблему, о которой бизнесмен думал. Во-вторых, многие мгновенные способы оздоровления бизнеса построены по принципу «нет дыма без огня»: как минимум есть повод начать изучение нужного предмета с «дыма». Если втянешься — доберешься и до «огня». В-третьих, неудачно принятая «таблетка» может повысить уровень критической оценки различных методик и технологий до принятия решения об их применении (предположительно, более взвешенное решение принесет больше пользы, чем вреда).
Наконец, принимать все эти «лекарства» необходимо в меру, критически оценивая результат. И вот если результата нет... можно предположить, что тактика лечения все-таки провалилась, пора бы подумать и о стратегии.