Меню

Вопросы «зачем» и «почему»: как они помогают в бизнесе

«Зачем» намного лучше «почему». Во-вторых, ответ на вопрос «зачем?» позволит выяснить гораздо больше об истинной причине происходящего.

Как правильно начать проект?

Ежедневно каждый из нас участвует в десятках проектов: подготовить отчетность, собрать друзей на ужин, отправить коллег на конференцию, выбрать новые обои. Кстати, проект «Внедрение новой CRM-системы» ничем не хуже проекта «Покупка новой квартиры». Еще не известно, который сложнее. Чтобы определиться с задачей в самом начале, я задаю два любимых вопроса. О них и поговорим.

Отлично, а зачем?

«Зачем» намного лучше «почему». Во-первых, на «почему?» очень хочется ответить «потому что», особенно если у собеседника скоро дедлайн и нервы его на пределе. Во-вторых, ответ на вопрос «зачем?» позволит выяснить гораздо больше об истинной причине происходящего.

Нет

Да

- Здравствуйте, мы компания N, торгуем оборудованием, нам нужен сайт.

- Почему?

- Потому что так сказал директор.

- Здравствуйте, мы компания N, торгуем оборудованием, нам нужен сайт.

- Зачем?

- Чтобы продавать в интернете.

- Я хочу учить английский язык.

- Почему?

- Потому что в журналах пишут, что это главное знание любого современного человека.

- Я хочу учить английский язык.

- Зачем?

- Чтобы уехать на стажировку в Манчестер.

«Зачем» – такое волшебное слово, которое провоцирует на нормальный ответ, формулирование и объяснение причин. А еще это слово отлично умеет ставить в ступор — увы, на практике многие не формулируют цель перед постановкой задачи.

Специально для тех, кому не просто перестроиться с «почему» на «зачем», придуман второй вопрос.

Круто, и чего?

Нет

Да

- Нам нужен новый фирменный стиль.

- Отлично, а зачем?

- Ну как же, существующий устарел, разве вы не видите.

- Нам нужен новый фирменный стиль.

- Давайте представим, что он у вас есть. Представили? Ага. Вот он у вас есть, и что? Что произойдет? Что изменится?

- Федеральные партнеры начнут воспринимать нас как серьезную организацию, а не как очередной сервис займов.

- Мне нужно съездить на конференцию за деньги компании.

- Отлично, а зачем?

- Ну как же, очень хочу, а своих денег нет.

- Мне нужно съездить на конференцию за деньги компании.

- Давай представим, что ты его прошла. Представила? Ага. Вот ты его прошла, и что? Что произойдет? Что изменится?

- Начну разбираться в теме и смогу отвечать на запросы по ней, потому что они приходят уже полгода.

Работает безупречно

Конечно, анализировать каждый свой шаг — кратчайший путь к славному такому безумию. Так что подробный поиск истинной причины покупки нового платья… ну его, не разорюсь.  Другое дело – вовремя не спросить себя «зачем нам новый сайт?», а потом понять, что миллион-полтора потрачены куда-то не туда.

Я использую эти два вопроса, чтобы точно понимать, что мы делаем, и не искать причины неоправданных ожиданий. А для вас какие вопросы самые полезные?

Аня Кармишина, бренд-стратег Студии МартДизайн