Меню

Восточный экспресс для инвестиций

Директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН академик Валерий Кулешов поделился своим мнением об инвестиционной привлекательности регионов Сибири.

Вопрос об инвестиционных потенциалах тех или иных территорий  (например, федеральных округов России) начинается с корректного определения и сравнения этих потенциалов.  С учётом неравномерности распределения человеческих ресурсов мне видится правильным применение такого показателя, как объем инвестиций в основной капитал на душу населения.  Если брать последние 5 лет, то прорыв в объеме инвестиций, приходящихся на одного жителя (да и общем объеме инвестиций) приходится на Дальневосточный федеральный округ – почти в три раза. В 2010 году ДФО по душевому объёму инвестиций (116.5 тыс. руб./чел.) вышел на второе, после Уральского округа, место в России, а по итогам первых 9 месяцев 2011 года переместился на первое место. Сибирский федеральный округ занимает третье место с конца. Объем инвестиций на душу населения составил здесь в 2010 году 45.5 тыс. руб./чел., меньшие показатели только у Приволжского и Северо-Кавказского округов.

С точки зрения долговременного  планирования развития всей страны, Сибирь (или «Большая Сибирь», как выражается полпред Президента России в СФО Виктор Толоконский, включая  в это понятие  Тюменскую область и Якутию) – единая территория, на которой осуществляются стратегические инвестиционные проекты, реализуемые в соответствии со «Стратегией развития Сибири до 2020 года». Большинство этих проектов захватывают несколько регионов сразу. Например, освоение новых нефтегазовых месторождений Крайнего Севера осуществляется на территории Тюменской области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами и Красноярского края, инвестиции в транспортные проекты (газопровод «Алтай» и другие) тем более распространяются на несколько регионов сразу. К тому же «Стратегия…» охватывает все без исключения субъекты федерации «Большой Сибири» - в Тыве, например, разрабатываются новые месторождения углей, строится железная дорога Кызыл-Курагино и автомагистраль в Монголию.

Впрочем, согласно исследованиям Рейтингового агентства «Эксперт РА», которое с 1996 года ежегодно публикует рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, в Сибири инвестиционные риски были ниже среднероссийских за все годы только в Томской области.  Инвестиционный потенциал превышает средний по стране показатель в Красноярском крае, Кемеровской, Иркутской и Новосибирской областях.  В целом ситуация видится достаточно стабильной и, я бы сказал, консервативной.

Если говорить о российских инвестициях, то, с одной стороны, упомянутая мной «Стратегия развития Сибири до 2020 года» содержит сильную сырьевую составляющую, связанную с освоением новых месторождений, с реконструкцией (например, ГМК «Норильский никель») и строительством предприятий обрабатывающей промышленности, с развитием аграрного сектора («Алтайское Приобье»). Но, во-первых, все инфраструктурные проекты, даже связанные с сырьевыми задачами (железные и автодороги, трубопроводы, порты  и т.п.) традиционно являются катализаторами развития экономики в целом, а также социальной сферы. Во-вторых, «Стратегия…» в немалой степени учитывает  курс всей страны на модернизацию, что нашло отражение в ряде многомиллиардных проектов. Речь идет как  о создании новых предприятий и  кластеров, занятых выпуском высокотехнологичной продукции (кремний, фарма, новые материалы и т.п.), так и о развитии собственно инновационных структур (технопарки, медико-технологические центры, ТВЗ и т.п.). Плюс к тому – не без проблем, конечно – в Сибири начинает развиваться индустрия туризма и рекреации. Поэтому тезис о сырьевой направленности развития СФО неоднозначен.

Отдельно следует сказать об иностранных инвестициях. Восток страны – это своеобразный экономический мост России в Азию. Как сказал известный политолог Сергей Караганов, «Сибирь и Дальний Восток просто просятся стать ресурсной, энергетической и сельскохозяйственной базой для новой Азии. На Востоке появился гигантский рынок. Нужно воспользоваться им, вложившись в инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока». Очевидно, что здесь наш  внешнеэкономический партнёр номер один – это Китай, что признано на высшем государственном уровне. 

 

Колонка написана по материалам сайта copah.info