Меню

Время, которое заставляет думать. Почему инвесторы любят кризисные годы?

В Новосибирске стартовала программа Startup Tour от Сколково, в рамках которой бизнес-ангелы ищут молодые бизнес-таланты. Но зачем им это нужно? Кому и что они хотят доказать? В материале DK.RU

На открытии Startup Tour-2016 в новосибирском Академпарке первым выступил советник Президента Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен, по словам которого, вся эта история с поиском стартапов бизнес-ангелам и самому Сколково нужна, по большому счету, для поднятия экономики России «с колен» за счет создания новых рабочих мест в регионах.

«За последние годы мне довелось побывать в 61 городе Российской Федерации, и я уже узнал много об этой стране как бизнесмен и как сотрудник правительства. И везде нас спрашивают, не ошибочно ли сейчас запускать Startup Tour, когда такие тяжелые времена на дворе? Но я могу сказать, что люблю это время. Если бы цена за баррель нефти была $200, то не факт, что ситуация была бы лучше. Еще три года назад российские журналисты нас спрашивали, зачем мы это все делаем? По приказу Медведева? Или это какое-то новое молодежное движение, призванное обратить молодежь к настоящему делу? Я всегда говорил – нет, мы это делаем для того, чтобы создавать новые рабочие места, и никто тогда нам не верил. А сейчас все больше людей понимают, что инновации нужны не только для того, чтобы получать Нобелевскую премию, и не для того чтобы сообщить, как много патентов мы создали, и не для того чтобы устроить между городами соревнования, у кого больше крутых компаний. Единственным показателем нашей эффективности является создание новых рабочих мест – можем мы их создавать или нет», – заявил в своем выступлении Пекка Вильякайнен.

С ним согласился губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий:

«Я тоже часто слышу вопросы, надо ли сейчас вкладываться в стартапы, в такое тяжелое время. Убежден – надо. И надо было даже раньше начинать. На самом деле я люблю это время, не потому, конечно, что приходится переживать какие-то невероятные трудности. А потому что в нынешней ситуации мы больше думаем и находим какие-то нестандартные выходы, которые не нашли бы, если бы все было хорошо, в благополучные времена не нужно размышлять. Я благодарен той системе, которая сложилась в том числе и благодаря Технопарку, когда мы ищем новые инновационные технологии, задумываемся о том, а где эти новые кадры, которые будут воплощать в жизнь эти новые технологии? Я думаю, что Startup Tour как раз и способствует нашему знакомству с этими  людьми и  этими технологиями».

Какие проекты наиболее интересны российским и иностранным инвесторам сегодня, и зачем им вкладывать туда деньги? Об этом DK.RU поговорил с Пеккой Вильякайненом и директором по маркетингу Starbase Олегом Баранником.

Пекка Вильякайнен:

«Я думаю, что в Российской Федерации уже исторически сложилось так, что больше всего создается именно производственных стартапов. И есть важная часть, которая несколько отсутствует в общем количестве стартапов – это проекты, направленные на прямой потребительский рынок. Например, четыре года назад у нас не было ни единого стартапа в области сельского хозяйства и производства продуктов питания. Наверное, люди думали, что это не такая уж привлекательная область, это не звучит настолько серьезно, как какая-то производящая индустрия, поэтому был большой недостаток таких проектов. В текущей политической обстановке, в условиях санкций, необходимости импортозамещения, люди стали задумываться об этой отрасли. Но, конечно, вопрос увеличения количества таких стратапов не связан напрямую с санкциями. Ведь Россия – это огромная страна, но все же это всего лишь два процента мирового рынка, и если вы хотите быть стратапом, который относится к прямому потребительскому сектору, вам, безусловно, нужно ставить задачу завоевать весь оставшийся мир, эти 98%. Я думаю, для того чтобы увеличить долю таких стратапов, нужно увеличить долю участия иностранных коллег – так они смогут осознать глобальный рынок. Я не говорю об очень ресурсоемком производстве, серьезных инвестициях, но у России есть огромная диаспора, которая насчитывает десятки миллионов людей по всему миру, можно прибегнуть к их помощи в создании стартапов российского производства. Но пока этого нет, и это связано с ситуацией недоверия внутри нашего общества. Люди, к сожалению, неохотно делятся знаниями и информацией даже внутри своей нации. И я очень хочу это изменить».

Олег Баранник:

«Важно понять, почему какие-то проекты могут быть интересны, а какие-то – нет. Например, медицинские проекты неинтересны, потому что та группа инвесторов, с которыми я работаю – это частная группа лиц, они не оперируют тем объемом денег, которые необходимы для инвестирования в хороший медицинский стартап. То есть медицина – это очень дорогая отрасль с точки зрения вхождения в нее. В прошлые годы я смотрел на It-проекты, к которым сегодня потерял интерес. Это моя личная позиция – надоели такие стартапы. Мы стали формировать совсем другой пакет проектов, совершенно стихийным образом. Проектов, связанных с морской тематикой. Мы сейчас инвестируем в один интересный стартап: разработчик делает джойстики для управления маленькой моторной лодкой. И я во Владивостоке нашел проект в развитие темы, там очень интересный подход к вопросу морской навигации, радикально отличающийся от того, что есть. Вот мы сейчас смотрим на такие проекты. А в целом интересен такой проект, который способен совершить прорыв в отрасли, изменить рынок. Мы чувствуем такие проекты на интуитивном уровне. Любая прорывная инновация на первый взгляд кажется странной. Типичный пример: когда-то давно компьютерная память хранилась на жестких дисках, которые обладали большим количеством параметров, характеристик, но у них было два недостатка – они были очень большие и дорогие. Потом появились выносные жесткие диски, памяти там стало меньше, то есть технически он хуже, но он существенно дешевле. А потом появились флешки, у которых еще меньше объем памяти, еще меньше скорость и так далее, но она еще дешевле. Но, технически, флешка еще менее совершенна. То есть инновации – это упрощение. Когда мы берем какой-то сложный объект, из него вытаскивается то, что нужно потребителю, и делается дешевым. Так вот мы ищем такие проекты, которые в перспективе могут за счет упрощения какой-то технологии, расширения, упростить людям жизнь. Мы ищем именно такие истории, удается очень редко, потому что чаще всего встречаются проекты не инновационного, а просто модернизационного плана. Хотя, в принципе, это тоже нормально».

Фото: https://www.facebook.com/stinf/photos/t.100000717942639/786691514778982/?type=3&theater