«Игреки родились в преддверии технологической революции, а мы, «иксы», – в эпоху экономических потрясений. Конечно, все это наложило отпечаток на разницу в мировосприятии».
Директор филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития Лариса Кучендаева
Раньше мы все придерживались только одной теории: что поколения различны, как «отцы и дети». В начале 2000-х появилась расширенная классификация – теория поколений. С ней можно спорить и говорить, что нельзя всех мерить одним аршином, но нельзя не согласиться, что определенные черты, присущие тому или иному поколению, появились из-за различных потрясений, которые глобально переживал весь мир. «Игреки» родились в преддверии технологической революции, а мы, «иксы», – в эпоху экономических потрясений. Конечно, все это наложило отпечаток на разницу в мировосприятии. Однако стоит помнить, что с нашим «иксовым» поколением конфликтует не столько поколение Y, сколько само время. Сейчас оно измеряется по-другому, и мы его иначе ощущаем. Технологический процесс пошел настолько мощно, что это не могло не отразиться на целом поколении.
Кто-то считает, что «игреки» безответственны и не способны живо коммуницировать, завязнув в виртуальном электронном мире. Но важно помнить, что в мире технологий они – аборигены, а «иксы» – мигранты. Нам во многом нужно еще расти до них, несмотря на то что у нас больше опыта и приобретенных навыков кризисного выживания.
У «игреков» отличное образование, они на «ты» с любыми технологическими новинками и генерируют в огромных количествах превосходные, нестандартные идеи, которые, впрочем, в редких случаях полностью реализовывают – нет у них навыков преодоления препятствий, увы, неизбежных при выполнении любой задачи. И это, на мой взгляд, самая большая проблема поколения Y, которую приходится решать руководителям поколения X.
В моем коллективе «игреков» порядка 65%, и с каждым годом их число неизбежно будет расти. И руководителю, особенно если он относится к поколению X, уже невозможно игнорировать тот факт, что к «игрекам» нужен особый подход. Управлять ими интересно и сложно одновременно. Потому что мы, «иксы», совсем из другой эпохи, и, если хотите, из другого мира. Мы – поколение обязанностей и долга (ты должен добиться, ты должен содержать семью, ты не можешь подвести коллектив), «игреки» – поколение прав (я могу это себе позволить, я хочу приносить пользу, и размер вознаграждения часто второстепенен, я буду жить там, где я хочу). Нам и конфеты по-другому доставались: нам выдавали их по большим праздникам, а им достаточно только дверцу кухонного шкафа открыть – и вот они…
В итоге мы имеем поколение, обладающее прекрасным образованием, чувством личной свободы, нестандартным образным мышлением. Но при этом «игреки» не умеют безболезненно выходить из зоны комфорта и в большинстве своем не могут преодолевать препятствия: упираясь в стену, они, скорее всего, не будут искать в ней дверь – развернутся и уйдут. Увы, в любом бизнесе такие «стены» – частое явление. И навык идти к поставленной цели, несмотря на любые препятствия, в них нужно развивать: без него, к сожалению, эффективной работы не получится.
У меня небольшой коллектив, и в этом смысле мне, наверное, проще адаптировать «игреков» к решению бизнес-задач, чем hr-службе большой компании. И мои «тренинги» касаются не только бизнес-процессов, мы начинаем все с личных историй. Я заставляю своих «игреков» составлять задачи на год, чтобы они понимали, к чему стремиться и как добиваться их выполнения, планировать семейные бюджеты и не проедать все деньги – планировать свою карьеру. Они должны понимать, как на самом деле достаются «конфеты». И я вижу, как меняется их отношение не только к собственной жизни, но и к работе – формируется привычка к «сладкому». Но теперь они знают, что оно так просто не дается. Я уверена: если привить «игрекам» упорство «иксов», то мы получим потрясающий эффект – миллионы успешных продуктов и технологий, которые потрясут мир.
*Текст написан специально для эксклюзивного апрельского выпуска ДК к форуму «Будущее города. Бизнес-ринг».