Меню

Юлия Прайс: «Для нас было очевидно, что ремонт и заправка — прибыльное дело»

Соучредитель компании Приксон, в 22 года решив бросить силы в собственное дело, усложнила себе задачу тем, что подалась в абсолютно мужской бизнес...

Сегодня компании уже 9 лет, и недавно Юлия Прайс вместе с девушкой-партнером занялась «творческим предпринимательством».

Офисная техника — это, как правило, не объект мечтаний молодых женщин, желающих попробовать себя в бизнесе. Однако именно в этот сегмент пошли работать Юлия Прайс и ее партнер Любовь Макаревич. Они разделили обязанности, чтобы каждый занимался тем, что хочет, любит, а главное — умеет делать. Так были поделены зоны влияния. Возможно, это и стало залогом удачного старта? «ДК» выяснил это у Юлии Прайс.

«Записки на коленках»

С чего начинается бизнес, когда его открывают две молодые девушки, одна из которых недавно покинула стены вуза, а другая и вовсе еще грызет гранит науки? Просто — с работы, которую они привыкли делать в компании по найму. С обычного желания «чтобы все получилось» и мудрого решения начать бизнес с партнером, который еще не успел стать твоим другом.

Почему, решив открыть бизнес, вы выбрали именно компанию по заправке картриджей и ремонту оргтехники? Выгоду от этого бизнеса просчитывали?

— Пока я училась в институте, искала работу, которую можно было бы совмещать с очной формой обучения. Поработав промоутером, мерчандайзером и всеми «студенческими» профессиями, решила, что пора перебираться в офис. Пыталась найти работу на несколько часов в день, при этом ужасно не хотела в активные продажи. Но каким-то волшебным образом руководитель одной из сервисных компаний убедил попробовать! На работе я и встретила своего будущего бизнес-партнера Любовь Макаревич. Так что бизнес у нас получился прямо женский-женский.

Люба и я работали менеджерами продаж, я — довольно посредственным, мне больше нравилось координировать процессы, договариваться с поставщиками, заниматься поиском курьеров, например. А Люба — наоборот, чувствовала себя в продажах, как рыба в воде. Ну и в один прекрасный момент собственник компании решил, что больше не хочет заниматься этим бизнесом. А мы, наоборот, были очень «заряжены» процессом и нам абсолютно не хотелось уходить под крыло другого руководителя. Решили попробовать создать собственную компанию по заправке картриджей и ремонту оргтехники.

Долго думали над названием: варианты были от самых банальных, типа «Печаткин», «Принтерок», до каких-то совсем абстрактных. Хотелось чего-то необычного, но запоминающегося. Копаясь в очередной раз в словарях, наткнулись на слово prix, которое есть во многих языках мира, и означает оно приз, а с французского — «цена». Так как-то родилось название Приксон. Мы сняли офис, и компания «Приксон» начала свою деятельность. Выгоду специально не просчитывали. Для нас было очевидно, что ремонт и заправка — это прибыльное дело, остальное уже зависело от нас. На старте мы погрузились в продажи, был бухгалтер, который занимался документооборотом, также в штате работали один сервисный инженер и один курьер.  

Ваша компания девять лет назад и сегодня — в чем подросла, чему научилась?

— Сейчас, когда оглядываемся назад, сложно представить, что грядущим летом будет уже девять лет «Приксону». Мы начали свое дело в кризисный 2009 год. До сих пор вспоминаем, как наш арендодатель сказал, что бизнесы, открытые в кризис, обычно самые успешные и стойкие. За это время многое изменилось: когда мы начинали, мне был 21 год, Любе — 24. У нас было очень мало опыта, но очень много желания. 

Первый год был очень сложным: я доучивалась на пятом курсе, работали круглосуточно, практически без прибыли, все пускали в оборот. Звонили, искали клиентов. Через год немного встали на ноги, начали искать менеджеров по продажам. По мере необходимости расширяли сервисный и курьерский отделы. На данный момент в нашей компании работает 15 человек, и к концу лета мы хотим провести очередной набор менеджеров по продажам.

Компания росла вместе с нами. В начале пути было много ошибок, слишком много свободы сотрудникам, боялись проявлять жесткость, пытались замкнуть все на себе, не умели делегировать.

Когда ты самоучка, у тебя всегда есть ощущение, что ты чего-то не знаешь, не умеешь, что тебе нужно где-то подучиться, сходить на курсы, как это сейчас модно. Но со временем понимаешь, что нужно просто работать. Ни одни курсы по управлению или книги по маркетингу не дадут 100% результата, нужно пробовать разные подходы, разные модели, понимать проблемы своей организации и боль своих клиентов. Девять лет назад мы были, как первоклассники, а сейчас уже чувствуем себя достаточно опытными и успешными руководителями. Естественно, и сейчас совершаем ошибки, но, наверное, быстрее понимаем, когда поворачиваем не туда. За это время мы полностью автоматизировали работу наших менеджеров, перенесли базы с «записок на коленках» в свою собственную CRM, сейчас планируем модернизировать ее.

Каким образом? И какие еще есть мысли по улучшению процессов?

— В нашем сервисном отделе есть человек, который координирует процессы, отвечает за качество, есть тот, кто маркирует и упаковывает, мы постарались сделать отдел как можно более эффективным и функциональным и, что самое главное, — автономным. Мы также вынашиваем планы по автоматизации сервисного отдела. И в целом сейчас много планов по модернизации и наведению именно внешнего лоска — того, на что не хватало средств и времени раньше, а сейчас пришло понимание, что это необходимо для того, чтобы шагнуть дальше.  

«Приксон» теперь, мне кажется, — как первокурсник, который уже многое прошел и многое умеет, имеет свой собственный опыт, и перед ним открыто много разных дорог и путей.  Всегда много вопросов, как нам удается управлять компанией вместе — две женщины, равные права и одна компания. На самом деле, когда мы задумывались об этом, то находили два простых ответа. Во-первых, когда мы начинали, мы не были друзьями, скорее, наоборот — совместный бизнес нас подружил. Во-вторых, так изначально сложилось, что нам интересно заниматься разными вещами, и каждая из нас хороша именно в этом, а не в другом. Ну и даже если случаются какие-то разногласия, мы стараемся решать это здесь и сейчас. Мне, наоборот, кажется, что с женщинами проще работать: они более исполнительны, более обязательны, чем мужчины, и умеют быть многозадачными. Но, например, наши клиенты в основной массе — мужчины, и с ними легко, мы любим всех своих клиентов.

Как вы привлекали клиентов, как конкурируете на рынке? 

— До сих пор основным источником привлечения клиентов в нашей сфере являются активные продажи. Мы пробовали много разных способов, но так как в основном работаем в секторе B2B, то продажи остаются самым эффективным. Конкурентов очень много: по данным 2GIS, на сегодняшний день более 300 компаний в городе оказывают подобные услуги. Так было всегда — и девять лет назад, и сейчас, — но «китов» очень мало, наберется буквально пара десятков крупных стабильных компаний, которые давно работают на этом рынке и у которых есть репутация. Много существует и компаний-однодневок или тех, кто берется за бизнес и быстро закрывается. Очень много сервисных компаний, которые организуют сами инженеры, — у кого-то получается, а кто-то понимает, что недостаточно просто уметь заправлять картриджи.  

Почему вам вообще интересен этот бизнес, особенно если учесть, что у вас есть еще один, более женский и более понятный — фрукты и елки?

— Мы любим картриджи, любим это дело, это уже, как наш ребенок. Мы занимаемся компанией много лет, у нас это успешно получается. У меня, например, всегда был одинаковый интерес к техническим и гуманитарным наукам. По-моему, сервисная компания — отличный способ совместить это.

Фрукты и елки появились уже намного позже. Но этот бизнес, скорее, закрывает нашу потребность в творчестве, открывает новые возможности для «дегустации» новых видов рекламы и коммуникаций. Денежные потоки пока не такие большие, как нам хотелось бы, но это огромный опыт, который, безусловно, полезен и в нашем основном бизнесе.

«Творческий» бизнес

Прибыльный бизнес — это большое счастье для самостоятельной женщины, однако от творчества ей все равно никуда, оказывается, не деться. Случился декрет — и мысли о «мимимишном» полезли в голову сами собой. «Волшебные елочки», фрукты… На этом, оказывается, тоже можно заработать, раскрыв весь творческий женский потенциал.

Как вы решились обратиться к настолько далекой от картриджей теме, как фрукты и елки? И зачем?

— Идея создать сервис по доставке фруктовых коробок домой и в офис пришла в голову моему мужу: как-то раз мы пытались купить фрукты к столу возле дома ребят, к которым приехали в гости, и поняли, что у нас в городе далеко не везде и не всегда можно найти хорошие вкусные фрукты, тем более, возле дома. И для многих людей это проблема — не всем хочется мотаться на рынок или выискивать хорошие фрукты в палатках, да и часто бывает так, что в одной палатке можно найти спелые сливы, но ужасный виноград, и наоборот. Тратить время на поиски готовы не все. В Москве и Санкт-Петербурге, например, уже несколько лет работают подобные сервисы, мы решили попробовать запустить в Новосибирске — посмотреть, есть ли рынок, будут ли клиенты.

Мы прежде всего ориентировались, конечно, на тех, кто ценит свое время, кто не хочет долго выбирать фрукты, а потом еще тащить пакеты домой, 80% нашей целевой аудитории составляют женщины в возрасте от 25 до 40 лет — кто-то заказывает домой, кто-то — в офис, многие заказывают подарочные коробки родственникам, клиентам и партнерам.

Запустили мы сервис в конце мая 2017 года. Мы понимали, что лето — это, скорее всего, мертвый сезон, потому что фрукты и овощи продаются повсюду, и их качество даже в Сибири значительно выше, чем зимой. Но заказы пошли, появились постоянные клиенты — как частные лица, так и компании. Многие оформили фруктовую подписку на месяц. Сейчас уже ряд клиентов оформляет повторные подписки. В общем, спрос даже в летние месяцы превзошел наши ожидания. Поэтому мы развиваем сервис дальше. Начали с фруктов и овощей, потом появились наборы с орехами и сухофруктами. Можно брать готовые коробки или собирать индивидуальные. Фрукты из каждой партии мы проверяем экотестером, отбирая самое полезное.

Сколько денег потребовалось на новый бизнес, и как вы боролись с конкуренцией, когда запускали фруктово-елочный бизнес?

— Во все бизнесы мы с партнерами вкладываем собственные средства. Первоначально потратили около 300 тыс. руб. Все последующие вложения в проекты делаем уже из прибыли. Сейчас начали заниматься автоматизацией всех процессов, работать в CRM, планируем автоматизировать логистику и увеличить количество сотрудников.  

Когда моему ребенку исполнилось четыре месяца, я уговорила мужа запустить совместный проект «ЕлкаТут» — доставку живых елок на дом. До сих пор вспоминаю, как, гуляя с ребенком в коляске, на морозе принимала заявки! Кстати, идея фруктового бизнеса пришла после удачного второго елочного сезона. Сейчас такой ритм жизни, что людям нужна и удобна доставка всех продуктов и товаров на дом, в том числе и фруктов, и елок, ведь хорошие елки и фрукты реально сложно найти, а еще сложнее бывает привезти домой!

Кроме доставки, мы делаем упор на качество продуктов. Если мы говорим о доставке фруктов и овощей, то конкурентов на этом рынке мало. Есть несколько сервисов, которые специализируются на экзотике, и, в общем-то, все. Но это не наши конкуренты, у нас совсем другое позиционирование и другой продукт. А идея запустить доставку «волшебных елочек» как раз возникла из-за имеющихся здесь конкурентов. Есть конкуренты, есть спрос, поэтому запуск такого бизнеса — это даже менее рискованное предприятие, чем с фруктами, где рынок фактически приходится создавать с нуля. Я бы не сказала, что конкуренция здесь высока. Есть пара лидеров рынка, именно в интернет-продаже елок, и все. Елочные базары — это не конкуренты, человек, который хочет получить отличную отборную елку с доставкой, не станет покупать ее на елочном базаре.

В прошлом году мы специализировались на макушках пихты. Это очень пушистые, ровные елки. Цена их начиналась от 2500 руб. за макушку, самая дорогая елка сезона была продана за 20000 руб. В прошлом году наших елок даже не досталось всем желающим. Здесь аудитория еще шире — это в основном семейные мужчины и женщины от 25 лет, а также корпоративные клиенты.

Как у вас прошел новый сезон продажи елок?

— Под знаком плюс: мы сделали определенный оборот, но он получился не таким, как рассчитывали. Было сложно, елок вывезли намного больше, чем в прошлом году, все помнили прошлый год, когда из-за погодных условий не удалось очень много деревьев вывезти из тайги. И, по-моему, в этом году только ленивый не поставил елочный базар. Конкуренция была очень высокая и качество елок тоже было хорошее. Поэтому этот бизнес сейчас чуть более нестабилен, чем фруктовый. Но он, конечно, волшебный. Будем работать дальше.

А где вы искали поставщиков фруктов?

— Что касается поставок, то мы договариваемся с существующими поставщиками в Новосибирске, сами не возим продукцию и, более того, практически ее не храним. На данный момент у нас порядка десяти поставщиков, у которых мы берем разные фрукты, овощи, орехи, и мы постоянно с ними на связи. Со всеми знакомы лично и периодически встречаемся — стараемся построить доверительные отношения с поставщиками, часто отбираем все сами, вручную, все пробуем. И даже при таких отношениях бывают проблемы с качеством, так как фрукты — продукт очень непростой, но мы их быстро решаем, опять же за счет доверия в отношениях с поставщиками.  

Кстати, проблемы возникают не только с фруктами, огромные сложности в Новосибирске — с упаковкой. Изначально использовали большие коробки для фруктов из ИКЕИ, но вдруг, буквально через пару недель после запуска проекта, они пропали. Пришлось изрядно побегать, нашли временные варианты в Новосибирске, а потом уже начали заказывать через Питер и Москву — там все намного проще с этим, и цены, даже с учетом доставки, ниже. Для орехов и сухофруктов коробочки тоже приходится заказывать в столице.  

Как вы продвигаете свою компанию, как о вас узнают потенциальные клиенты?

— Мы много работаем на платформе Instagram, с блогерами, любим запускать конкурсы, понемногу используем таргетинг. Сарафанное радио, рекомендации тоже используем. Также у нас есть такой хороший инструмент, как акция — мы дарим коробку фиников или самаркандской халвы тем, кто публикует в Instagram или «ВКонтакте» фото фруктов с нашим тегом и упоминанием аккаунта. Этот инструмент приносит нам отзывы и новых клиентов. Также мы используем собственные контакты, бизнес-связи, которые накопили за время существования бизнеса по заправке картриджей, и базу по доставке елок. Сейчас подключаем активные продажи, так как поняли, что интерес во фруктовых подписках очень большой именно в корпоративном сегменте — многие компании стараются заботиться о своих сотрудниках, с удовольствием заказывают вместо печенья полезные фрукты и орехи. Ну и, конечно, продвигаться помогает наш сайт, над совершенствованием которого мы постоянно работаем.

На будущее планов тоже очень много: это и автоматизация бизнес-процессов, и создание отдела продаж, и выход на новые рынки (в случае с орехами), возможно, даже за пределы Новосибирска. Также думаем о создании собственного производства полезных чипсов для перекусов. В общем, есть, над чем поработать.

Материал подготовлен специально для женского выпуска журнала «Деловой квартал» от 5.03.2018 г.