10 июня президент РФ на встрече с лидерами российского интернет-рынка отвечал на самый животрепещущий для них вопрос: будут ли в Рунете и дальше «закручиваться гайки».
Обсуждение новых форм государственного регулирования интернета в РФ (с последующим законодательным закреплением) в последние пару лет поставлено на поток. Каждое такое регуляторное воздействие сами участники интернет-рынка практически всегда встречают негативно. Фундаментальную природу этой боязни Владимиру Путину в рамках форума «Интернет-предпринимательство в РФ» объяснил Дмитрий Гришин, председатель совета директоров и генеральный директор Mail.Ru Group (здесь и дальше цитаты по сайту Президента РФ):
«[…] Интернет последние 15 лет развивался в открытой среде. Мы конкурировали и конкурируем с очень мощными западными компаниями, которые по финансовому и человеческому ресурсу нас на порядки опережают, и в принципе мы это успешно делаем. И у нас сформировался за это время некоторый менталитет конкуренции, открытости, мы сами полагаемся на самих себя, и он достаточно глубокий, этот менталитет. И именно поэтому в принципе любое регулирование, внутреннее, из-за того, что мы выросли в этой среде, оно вызывает некоторое отторжение. Есть такое, можно сказать, предубеждение, что любой контакт с властью, в общем, ни к чему хорошему не приведет».
При этом г-н Гришин признал неизбежность этого регулирования, заметив, что Рунет вырос и стал неотъемлемой частью общества; что российские интернетчики - не «отмороженные», они любят свою страну, хотят, чтобы здесь было комфортно жить и работать, и чтобы в интернете тоже было комфортно существовать. Но у руководителя Mail.Ru Group вызывает сомнение реализация мер государственного регулирования в сети:
«[…] Очень часто идеи, заложенные в регулировании, они очень правильные. Но, к сожалению, иногда бывает, что реализация, в общем, пугает. И очень бы хотелось разработать, может быть, какой-то системный процесс, позволяющий нас не только слушать, но и услышать, и чтобы мы на деле увидели, что есть обратная связь, которую можно реализовывать».
С этим доводом Владимир Путин фактически согласился, уточнив, что от «нас (т.е. государства – прим. ред.) все равно не спрятаться» и лучше интернетчикам «вылезти из-под коряги» и идти на диалог с властью. Президент заявил, что меры регулирования не должны ограничивать основополагающие свободы:
«[…] Запреты – на всё и вся это одно: «хватать и не пущать» - это известное правило, но оно ни к чему хорошему не приводит. […] Мы много с вами дискутировали на темы ограничений, которые введены, связанные с педофилией, с пропагандой наркотиков, терроризма или с пропагандой суицидов. Слушайте, мы же с вами все взрослые люди, нам зачем это с вами нужно? Давайте наших детей пожалеем. Но другое дело, что под эту марку, под этой крышей нельзя вводить никаких ограничений, связанных и со свободами человека и гражданина, которые у нас номер один в Конституции, и нельзя ничего вводить такого, что противоречило бы интересам свободного рынка, имея в виду большие объемы бизнеса».
Владимир Путин заверил руководителей крупнейших интернет-компаний РФ, что «у государства, от которого вы хотели бы вроде спрятаться, нет никакого интереса действовать в интересах одной части общества и во вред другой. Наоборот, мы хотим построить отношения таким образом, чтобы они были гармоничными», а государство будет помогать лидерам Рунета захватывать рынки в других странах.
Экс-сопредседатель партии «РПР-Парнас» Владимир Рыжков в умиротворяющих заявлениях президента видит очередной подвох:
«С моей точки зрения эта встреча (президента и лидеров интернет-индустрии – прим ред.) ничего хорошего не сулит. […] Потому что чаще всего происходит ровно наоборот тому, что говорит Владимир Путин публично. […] Я как раз думаю, что эта встреча готовит неприятности для российского интернета, для рунета, и эти неприятности уже идут полным ходом. Я хочу напомнить, что ровно год назад был принят закон, который впервые позволил чиновникам без решения суда блокировать сайты. Уже есть масса прецедентов, когда конкретные сайты заблокированы решением Роскомнадзора. […] Cейчас спецслужбы требуют от провайдеров или требуют от популярных соцсетей допуска к персональным данным пользователей. Они требуют допуска к IP-адресам, в том числе к логинам, допуска к информации о всех транзакциях, то есть: что человек, читает, куда заходит, с кем он переписывается и так далее. Правда, пока вроде как речь не идет о самом содержании электронных писем или чатов, которыми мы пользуемся все в Фейсбуке том же и так далее. Но, кто знает?».
Г-н Рыжков убежден, что власти ведут полномасштабное наступление на интернет, контроль за интернетом будет ужесточаться, а диалог на форуме «Интернет-предпринимательство в РФ» «степень движения к этому контролю даже ускорит».
Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов* участвовал в выработке предложений президенту РФ от лица интернет-бизнеса. По его мнению, приведенному на сайте радиостанции, «хаотичное беспорядочное законотворчество» в сфере регулирования сетевой активности граждан вредит интернет-бизнесу как таковому:
«[…] Очень важно было донести до президента, что те законы, которые принимаются против свободы в Интернете, они принимаются против свободы в Интернете, чтобы никаких сомнений не было. Они ударяют по этому бизнесу, выталкивают сайты на другие площадки, мы знаем о массовом уходе инвесторов, оттоки инвесторов из интернет-бизнеса после принятия всяких странных законов, трудно реализуемых, нереализуемых, и соответственно выборочных».
Главный редактор «Эха Москвы» сомневается в результативности встречи с президентом и прогнозирует что «наступление на интернет не будет остановлено»:
«[…] У президента уже сложившаяся точка зрения. […] Я не знаю, чем это все закончится. Но слова все правильные говорит президент, но он раньше говорил правильные слова. Но такое наступление на Интернет этой встречей, конечно, остановлено не будет. Может быть, в каких-то зонах удастся приостановить ретивых чиновников, которые всегда бегут впереди и не только чиновников, которые всегда бегут впереди паровоза с криком «дайте мы сделаем не 21, а 22».
О важности сохранения свободной конкуренции в интернет-бизнесе говорил на встрече с президентом Аркадий Волож, генеральный директор компании «Яндекс». Он подчеркнул, что Россия – одна из немногих стран с преобладающей долей собственных ключевых интернет-продуктов, а протекционизм, господдержка для завоевания рынков других стран, о которых говорил Владимир Путин, для свободного, незарегулированного рынка и не требуются:
* - выполняет функции иностранного агента«[…] Россия – один из немногих рынков интернета, на котором доминируют свои собственные интернет-сервисы почти во всех областях. И это доминирование достигнуто не за счет какой-то протекции, а за счет того, что просто отрасли дали развиваться самой, жить, работать в конкурентной среде. Это такой редкий пример, когда без всякой протекции в отличие от других рынков у нас выросли свои собственные сильные игроки. И сейчас начинается новый этап, почти все наши передовые компании, да и стартапы тоже пошли с этими технологиями за границу на другие рынки, потому что они выросли в конкуренции».