Меры предосторожности для поставщиков при участии в закупках. Советы юриста
«Следует остерегаться действий, которые могут быть расценены контролирующим органом как сговор. Поведение участника закупки должно быть для него экономически целесообразным».
Старший юрист юридической консалтинговой компании «Юсконсалт» Анжелика Рыбаченко
Участник закупки — наиболее уязвимая сторона в правоотношениях с заказчиком, правила игры задает заказчик. Мы отразили некоторые моменты, на которые стоит обратить особое внимание при участии в закупке.
1. Заполняйте заявки по правилам
На практике возникают сложности при заполнении заявки в части описания предлагаемого товара. Заявки подаются по форме и в порядке, предусмотренном закупочной документацией. Но если изначально в описании объекта закупки была заложена ошибка, составить правильно предложение затруднительно.
И даже если вы в такой закупке с дефектами победите, есть риск ее оспаривания другим участником. Какие ошибки при описании объекта закупки допускают заказчики и на что поставщику нужно обратить внимание при ознакомлении с закупочной документацией?
Требования заказчика о предоставлении информации о конкретных показателях, которые могут быть известны только тому поставщику, который обладает товаром на момент заполнения заявки, неправомерны.
Заказчик при подготовке документации должен учитывать, что на момент направления заявки участником закупки у него может не быть в наличии предлагаемого им товара. У участника отсутствует обязанность подтверждать наличие у него товара на стадии направления заявки.
Заказчик не может требовать от вас предоставления информации в заявке:
— о химическом и компонентном составе;
— о технологии производства;
— о результатах прочности, эластичности и иных показателях, которые могут быть установлены только посредством проведения лабораторных испытаний.
Установление завышенных, избыточных требований заказчиком должно быть обосновано и аргументировано, например, если такие требования установлены действующими стандартами.
Описание объекта закупки осуществлено с использованием несуществующих ГОСТов
А именно, заказчик указывает ГОСТы, которые устарели, либо указанные им характеристики отличаются от характеристик, указанных в действующих стандартах.
Расхождение в ГОСТах и показателях может привести к большим проблемам при приемке товара, в частности ваш товар не будет соответствовать заявленным характеристикам, а значит, вы уклоняетесь от исполнения контракта.
Прежде чем принимать участие в закупке, убедитесь в том, что вы сможете поставить товар с заявленными характеристиками. Иначе придется изыскивать возможности для поставки соответствующего товара, что чревато затягиванием сроков и как следствие — применением штрафных санкций, либо убеждать заказчика в поставке товара с улучшенными характеристиками. При этом следует помнить, что принять товар с улучшенными характеристиками — это право, а не обязанность заказчика.
Описание объекта закупки в документации противоречит описанию в КТРУ
Каталог товаров, работ и услуг содержит в себе описание объектов закупки. Его создание было направлено на то, чтобы, во-первых, облегчить процесс подготовки документации заказчику, а во-вторых, ограничить необоснованное установление дополнительных требований к объекту закупки.
Если объект закупки есть в КТРУ, его описание должно соответствовать каталогу.
Тем не менее, не стоит забывать, что заказчик вправе указать дополнительные требования даже к объекту, указанному в КТРУ, но при предоставлении соответствующего обоснования (см. п. 6 Постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017).
Заказчик не предусмотрел требование об эквивалентности
Заказчику запрещено требовать поставки товара определенных фирмы или производителя. В связи с чем в описании объекта должна содержаться информация о возможности поставки эквивалентного товара.
Заказчик может потребовать поставку товара с конкретным товарным знаком только в случаях:
— несовместимости имеющегося у заказчика товара с товаром другого производителя;
— проведения закупки запасных частей или расходных материалов к машинам или оборудованию в соответствии с технической документацией на них.
При первом прочтении можно подумать, что рекомендации даны заказчику. Однако смысл этих разъяснений в том, чтобы показать, как должен действовать заказчик, чтобы ваши права как поставщика были соблюдены.
В том случае, если вы видите явное несоответствие документации закону, рекомендуем направить запрос о предоставлении разъяснений положений документации.
Варианты развития такой ситуации следующие: либо ваш запрос «откроет глаза» заказчику, и он по собственной инициативе исправит положения документации, либо вам придется обратиться с жалобой в контролирующий орган в целях восстановления конкурентной среды в сфере закупок и привлечения заказчика к административной ответственности.
Стоит обратить внимание, что на практике большое количество отклонений заявок связано с тем, что участник закупки при заполнении заявки совершил ошибки, которые носят сугубо технический характер.
Технически заявка заполнена неверно, если:
— отсутствует указание на страну происхождения товара (если для закупки установлен национальный режим);
— допущены технические ошибки, например, не указаны единицы измерения;
— отсутствуют конкретные характеристики товара, а есть только согласие на поставку;
— при описании объекта закупки использованы критерии «от», «до», «менее», «более», «должно быть» или «допускается», если они не предусмотрены ГОСТом или ТУ.
Прежде чем направлять заявку на участие в закупке, внимательно ознакомьтесь с инструкцией заказчика по заполнению заявки. Иначе, казалось бы, незначительные ошибки или опечатки приведут к отклонению заявки.
2. Учитывайте требования к обеспечению
Закон предусматривает два альтернативных способа обеспечения — перечисление денежных средств на специальный счет и предоставление банковской гарантии.
Как правило, второй способ наиболее предпочтителен, поскольку позволяет оставить личные деньги в обороте.
Вместе с тем предоставление банковской гарантии обладает нюансами. Неисполнение нижеперечисленных требований выступает основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, а победитель, представивший банковскую гарантию с недостатками, считается уклонившимся от заключения контракта.
Обязательные требования к банковской гарантии предусмотрены законом
Обращаясь в банк за предоставлением банковской гарантии, стоит помнить, что банк может не знать всех тонкостей ее оформления по правилам закона о контрактной системе. Именно на вас лежит ответственность по проверке соответствия выданной гарантии требованиям закона и документации о закупке (ст. 45 ФЗ № 44).
В случае, если гарантия оформлена неверно, ответственность возлагается на поставщика.
Не каждый банк может выдать гарантию
По закону банк, который выдает гарантию, должен входить в перечень банков, который размещается на сайте министерства финансов РФ.
Актуальность списка рекомендуется проверять каждый раз перед обращением в банк за выдачей банковской гарантии, даже несмотря на то, что вы постоянный участник закупок и «через этот банк всегда оформляли».
Список банков регулярно обновляется как включением в него новых банков, так и исключением ранее действующих.
Банковская гарантия должна числиться в реестре
Данные о выданной банковской гарантии должны быть указаны в реестре банковских гарантий.
Поставщику необходимо удостовериться в том, что банковская гарантия числится в реестре.
С 06.05.2020 в личном кабинете участников закупок ЕИС появилась возможность просмотра сведений из реестра банковских гарантий.
Также вы не лишены права направить запрос в банк о предоставлении выписки из реестра банковских гарантий, если банк не направил ее самостоятельно, как это установлено ч. 8 ст. 45 ФЗ № 44.
3. Не заставляйте в себе усомниться
Еще одна проблема — недобросовестность других участников или заказчиков.
К сожалению, довольно часто встречаются ситуации, когда имеет место сговор на торгах, либо между заказчиком и конкретным участником, либо же между участниками.
Факторы, которые могут указать на наличие управляемой закупки:
— заниженная НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта), по которой невозможно надлежащим образом исполнить контракт;
— объединение лотов, если они технологически и функционально не связаны между собой;
— опечатки в словах, неточные формулировки, включение нечитаемых символов;
— указание неверного ОКПД 2;
— формулирование условий под одного конкретного участника, например, производителя;
— установление нереальных, сжатых сроков исполнения контракта;
— предъявление избыточных требований к объекту закупки;
— включение жестких штрафных санкций;
— намеренное усложнение закупочной документации и короткий срок для подачи заявок и пр.
Как бороться с таким проявлением злоупотребления правом?
1. При поиске закупки для участия не ограничивайтесь кодами ОКПД, а ищите в том числе по ключевым словам, даже с опечатками.
2. В случае наличия многочисленных опечаток, несоответствий в закупочной документации возможно направление запроса на предоставление разъяснений положений документации. В случае предоставления формальной отписки или и вовсе игнорирования вашего запроса, целесообразно обратиться с жалобой в контролирующий орган.
Прежде чем обращаться с жалобой, вы можете предварительно оценить перспективы ее удовлетворения. Например, если у вас есть предположение, что закупочная документация по каким-либо показателям «заточена» под единственного производителя, имеет смысл провести анализ рынка производителей, способных обеспечить поставку товара заявленного качества. Если их больше, чем один, ваша жалоба с наибольшей степенью вероятности не будет удовлетворена.
Следует остерегаться действий, которые могут быть расценены контролирующим органом как сговор. Поведение участника закупки должно быть для него экономически целесообразным.
Например, необоснованный отказ от предложения меньшей цены на аукционе может при определенных условиях вызвать подозрения у контролирующего органа.